Привет!
На связи Лысый из браузера.
Я с недавнего времени провожу консультации для фрилансеров и всё время натыкаюсь на одни и те же ошибки, которые приводят к провалам. Я выписал их в этой статье, чтобы вы могли избежать проколов. Погнали.
Я — не бренд
Ко мне обратилось несколько фрилансеров, которые хотят увеличить свой доход. Они работают за небольшой ценник и не понимают, как сделать так, чтобы заказчики платили больше. У вас тоже такая ситуация? Это потому что вас никто не знает. Просто вы не строите свой личный бренд.
Что делать?
Всё просто. Когда вы раскручиваете своё имя, вам платят выше, чем остальным. Когда вы на слуху, вам доверяют и заказчики сами обращаются к вам. Многие разработчики скрывают своё лицо за картинками из аниме, называют не своё настоящее имя и всячески избегают живого общения. Они закрыты. В таком положении на старте сложно пробиться.
Бренд можно развивать через личный блог, через профессиональный блог или паблик, через YouTube-канал, через публикацию статей или выпуск книги. Если хотите серию статей, о том, как развивать свой личный бренд, напишите об этом в комментариях к посту.
Заказы только на биржах
Многие фрилансеры убеждены, что заказчики есть только на фриланс-биржах. Когда же я начинаю накидывать варианты, где они могут ещё прямо сегодня-завтра найти клиента, все пробивают себе лоб фейспалмом. «Это же так очевидно, почему я не подумал об этом раньше» — говорят они и быстро записывают идеи в свой блокнот.
Все убеждены, что вокруг дикая конкуренция, потому что все топчутся на одних и тех же площадках, борются за одних и тех же заказчиков и не видят, что если, например, выйти в город, заказчиков можно найти с куда большим чеком и гораздо проще, чем на бирже.
Что делать?
Всегда искать варианты поиска заказчика не только на фриланс-бирже. Устройте мозговой штурм с самим собой или с другими фрилансерами, чтобы понять, где ещё можно найти клиентов. На консультациях я иногда устраиваю такой мозговой штурм, чтобы тот, кого я консультирую понял, как придумывать бесконечное количество вариантов для поиска новых заказов. Это нужно для того, чтобы человек не зависел от меня и не приходил ко мне каждый раз с просьбой «подсказать ещё варианты».
Вот вам результат 5 минутного мозгового штурма. Дальше развивайте сами.
«Но, Артём, почему ты сливаешь варианты, которые придумал, ими же воспользуются сейчас все!» — можете подумать вы.
Нет, не воспользуются. Дело в том, что есть «думатели» и есть «делатели». Вторых всего процентов 5-6, поэтому я не парюсь, что кто-то умыкнёт мои способы привлечения клиентов. Это не создаст проблем. Большинство, дочитав статью, пойдёт дальше сёрфить интернет или отправится на фриланс-биржу, чтобы снова сказать, как всё плохо и что вокруг бешеная конкуренция.
Что ещё интереснее, меня всегда копируют, что бы я не делал и тут есть ключевой момент — Я придумываю новое, когда меня скопировали. А тот, кто копирует редко способен придумать что-то своё.
Поэтому всегда стремитесь быть тем, кто придумывает и тестирует. Тренируйте этот навык в себе. В этом помогают мозговые штурмы. Если совсем не умеете это делать, найдите того, кто умеет и учитесь у него. Не копируйте, а учитесь и перенимайте.
Я ещё не готов
Ещё одна ошибка, которую допускают поголовно все. Иногда я встречаю крутого специалиста и он мне заявляет «Да со мной никто не будет работать, я дилетант, да ещё и самоучка!». Тут уже фейспалм пробиваю я.
Ваше стеснение и излишняя скромность убивает все перспективы. Вы так и не возьмёте в работу интересный и высокооплачиваемый проект, пока будете сомневаться и «мять сиськи». Самое обидное, что этим иногда страдают те, кто реально уже готов к крутым проектам, но по привычке считает себя слишком слабым и не подготовленным.
Представим ситуацию. Паша разрабатывает сайты. Он жутко переживает, что пишет код неправильно и поэтому боится взять новый проект. Паша думает, что его засмеют коллеги, когда откроют его код. Из-за этого Паша не берёт в работу реальные проекты, а вместо этого всё учится и учится писать код красиво.
Его стремление не делать какашку похвально, только перфекционизм отдаляет его от цели. Он так и не получит должный уровень практики, пока будет ругать себя же за плохо написанный код. Кстати, заказчику в большинстве случае начхать на то, как написан код — он должен работать.
Любой программист или разработчик, когда смотрит на код, который был написан им пару лет назад, сгорает от стыда. Это нормально! Не все сразу стали гениями разработки. Всему мы учимся постепенно, и чтобы набрать опыта быстрее, нужно закалять себя в сражениях боевых проектах. А учиться и докручивать свой код можно до пенсии.
Что делать?
Брать в работу реальные проекты. Даже если страшно и кажется, что можешь не справиться. Именно в боевых проектах можно учиться молниеносно, потому что проект сдавать через 2 недели и часть денег тебе уже заплатили и репутация на кону. Поверьте, в этот момент открывается второе дыхание и мозг соображает гораздо быстрее. В итоге проект будет сдан, новые навыки получены и ещё вам денег за это заплатят.
А что если я всё равно боюсь брать настоящий проект?
Тогда лучше скооперироваться с другими фрилансерами и попросить кого-то, кто опытнее вас, дать вам техническое задание на разработку какого-нибудь проекта. Это тоже закаляет, пусть и не так, как настоящий оплачиваемый проект. Ещё можно участвовать в open source разработке. Но у меня в этом опыта нет, учить не буду.
Итоги
Чтобы выйти и закрепиться на новом уровне дохода:
— Развивайте свой бренд, создавайте доверие с заказчиком
— Работайте не только на биржах, но и вне их
— Возьмите в работу проект, который вам страшно делать
Пока что это всё, что я успел заметить среди тех, кого я консультировал. Возможно в скором времени выйдет вторая часть и я смогу поделиться новыми открытиями и, возможно, уберечь от ошибок.
До связи.
Ваш Лысый из Браузера