Сюрреализм — это не только про искусство, это про жизнь в целом, отношение к человеческим возможностям, чувствам. Появившийся в начале 20 века он перевернул представления людей о правде и вымысле, стер границы между вымышленным и реальным, сделав все единым целым. Он дал людям ту свободу мысли, которую они давно хотели.
В этом цикле статей "Сюрреализм. Единение мечты и реальности" о том, что такое сюрреализм, откуда и почему он возник, о самых ярких его представителях 20 века и какое место в истории он занял.
подробнее о проекте Melponeme /тык-тык/
Трагедия первой мировой войны ознаменовала собой кризис культуры и сознания. Со второй половины XIX века стали все чаще стали появляться так называемые "организованные движения несогласия". Кубизм, Экспрессионизм, футуризм больше не считают себя художниками-одиночками. Все они яро оспаривают классицистическую и позитивистскую модель мира.
В 1919 году выходит сборник рассказов «Магнитные поля» Андре Бретона и Филиппа Супо. /подробнее тык-тык/ (прим. ссылка на статью будет внесена позже) Это первое произведение, написанное в неизвестном ранее широкой публике направлении, сюрреализме. Через 5 лет в 1924 году А.Бретон опубликует первый "Манифест сюрреализма", в котором четко распишет принципы, нормы и смысл нового течения.
В истории сюрреализма раскрывается и подтверждается одна из главных его особенностей – сюрреализм не был, да и никогда не стремился быть лишь только художественной школой.
С самого его зарождения он был намного больше чем еще один способ самовыражения. В контексте Франции, например, он стремился стать общественно-политическим движением.
Его создатель Андре Бретон был не просто писателем, за ним всегда тянулся шлейф, как после высокопоставленных партийных функционеров. Он занимался тем, что определял каноны сюрреалистической веры и как это подобает лидеру отлучал неверных. В группе сюрреалистов его слова и решения не оспаривались.
«Андре Бретон так решил», - говорили многие.
Поэтому с ним не спорили, а просто рвали отношения. Макс Эрнст, один из самых видных фигур в сюрреализме 30 годов, порвал с группой Бретона, когда к нему пришел «посланник от вождя», который, сообщил, что "вождь" отдал приказ и из-за политических соображений каждый член группы должен всеми располагающими ему средствами саботировать поэзию Поля Элюара, отказ от действий влечет за собой исключение из группы.
Сюрреализм формировался в годы первой мировой войны, когда бушевали революции и восстания, когда начался и так очевидно проявился общий кризис капитализма. Жажда перемен что испытывали Бретон, Элюар, Арагон, Пере, Супо и другие была отражением кризиса буржуазного уклада.
Основная ветвь сюрреализма шла от романтизма начала 19 века, преимущественно от немецкого крыла романтизма, в котором преобладала мистика и иррационализм и которое предваряло «чистое искусство» середины 19 века, - к декадансу, а потом к символизму.
Андре Бретон высказывался о романтизме как основе современной концепции искусства.
Сюрреалистами был открыт Раймон Руссель, хоть он писал еще до появления сюрреализма, особого успеха не имел, к произведениям относились как обычным чудачествам вполне не нормального человека. Но он не был сумасшедшим - он был реалистом. Идеализм для него был не просто системой взглядов, а укладом жизни. Он просто-напросто не любил реальность.
Уже символисты пытались лишить слово определённого смысла, сделать его бессмысленным знаком, намекающим на вечное таинство.
Мысль о том, что за словами нет никакой реальности – является основной в его творчестве.
Он пытался сделать язык из достояния народа в свое личное достояние.
Он пытался сделать его средством самовыражения. Его произведения в стихах и в прозе – загадки, обрывки действительности в его особом мире, где нет объективных понятий времени и пространства. Он пытался убедить читателя, что его произведения похожи на реальность лишь потому, что произнесенное слово, только слово, есть реальность.
Презирая мир, Руссель покончил жизнь самоубийством в 1933 году.
В целом сюрреализм как философия или мировоззрение — это очередная попытка выйти за рамки двух коренных направлений в классической философии: материалистического и идеалистического.
Его особенностью была выработка всеохватывающей концепции, которая бы объединяла и идеализм, и материализм.
В основе лежит противоречие исходного интуитивизма, спонтанности, субъективизма и стремления выбраться к внешнему миру, навести мосты к реальности.
Реальность же при этом дотошно копируется. Бретон с интересом относился к опыту натурализма XIX века. Казалось бы, натурализм и интуитивизм совершено разные литературно-философские традиции. Однако и той, и другой нашлось место в сюрреализме.
В философии сюрреализма ключевое место занял «случай», который выводил к внешнему миру, к «предметам», наделяя их поэтическим значением, т.е. смыслом, непосредственно рожденным исходным субъективистскими позициями сюрреализма.
Огромное влияние на А.Бретона оказывает Жак Ваше, французский писатель и поэт. Первый историк дадаизма Мишель Сануйе даже считал его «чистым измышлением Бретона, возможно, мистификацией».
Ваше учит его, что «поэзия находится где-то в другом месте». Он внушает будущему "отцу" сюрреализма, что поэзия это образ жизни, а не литературное творчество.
В 1919 году Жака Ваше нашли мертвым в гостинице, он выпил смертельную дозу опиума. Бретон еще не раз будет вспоминать друга.
В марте 1923 года он напишет "Пренебрежительную исповедь", в которой вновь вспомнит своего старого друга.
«Больше всего я обязан Жаку Ваше. Время, которое я провел с ним в Нанте в 1916 году, кажется мне почти волшебным. Я больше не упускал его из виду… Я знаю, что никому не буду принадлежать так самозабвенно. Не будь его, я, возможно, сделался бы поэтом; он разоблачил во мне заговор темных сил, заставляющий уверовать в себя под видом такой нелепой вещи, как призвание. Теперь я, в свою очередь, радуюсь, что в чем-то благодаря мне несколько молодых писателей сегодня не питают вовсе никаких литературных амбиций»
В 1924 году в "Манифесте сюрреализма" Андре Бретон определил особое место для Жака Ваше. Он напишет:
"Ваше — сюрреалист во мне самом."
Вот она трагедия жизни человека, а вместе с этим и великая мощь.
Этого и добивались сюрреалисты. Ты больше чем просто человек. Ты будешь жить покуда живет память о тебе.
Но об этом в другой раз...
Спасибо, что прочитали первую статью цикла "Сюрреализм. Единение мечты и реальности." Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую часть.
До встречи в следующей статье,
проект Melpomene
P.S. подробнее о проекте тык-тык
"Жертва во имя искусства" тык-тык
"Деньги и искусство" тык-тык
Проект Asteria тык-тык