Ум, интеллект и мудрость все понимают по-разному. Попробую определить их в рамках древнего знания иудаизма. Мы можем описать духовную структуру человека, как состоящую из трёх частей, (расположенных «сверху вниз»):
1. Разумная
2. Эмоциональная (эмоциональные переживания)
3. Телесная (телесные ощущения)
Причём телесность и эмоциональность осознаётся в сознании — человек «видит» в своём сознании телесные ощущения и эмоциональные переживания. Но разумная составляющая скрыта для сознания. Назовём её высшим разумом или просто Разум.
С другой стороны в сознании «виден» также мыслительный процесс в виде различных рассуждений. Некоторые называют его разумом. Однако он относится к разумной составляющей эмоциональности, так как эмоциональность внутри себя также разделяется на три таких же составляющих. Можно назвать его низшим разумом или Умом.
Мыслительный процесс в Уме выражаются в порядке рассуждений человека и их можно проследить в сознании. Рассуждения начинаются с каких-то начальных истин (которые ясны человеку на тот момент) и заканчиваются выводом. Причём порядок рассуждений следует некоторым правилам мышления — в частности правилам логики. Весь вопрос — откуда у человека берутся те начальные принципы и правила мышления, необходимые для процесса мышления?
Причём ясно что эти принципы и правила мышления он не получает из внешнего мира. Ведь картину, которую он получает через органы чувств также необходимо осмыслить и понять. А для этого необходимы начальные понятия, без которых процесс осмысления не может даже начаться. Так что эти понятия должны быть раньше.
Поэтому в рамках древнего знания считается, что каждый человек уже рождается с набором знаний — это и есть тот набор начальных истин и правил мышления. Или же они приходят к нему в течение жизни в виде внезапных открытий и осознаний. «Область», где эти понятия формируются находится над сознанием человека. Она и есть та самая разумная составляющая человека — то, что мы назвали выше Разумом.
Таким образом Ум — это рассуждающий. Цель рассуждений прийти к выводам (осмыслить). Для этого он использует имеющие у него начальные понятия и правила мышления (логику).
В самом Разуме нет рассуждений, и нет логических выкладок. Там закладываются основы мышления — начальные понятия и правила мышления. Часть этих основ оказываются в сознании при рождении, а некоторые проявляются там в течение жизни в виде открытий.
Причём Ум он внутри сознания, а Разум «над ним». То есть рассуждения Ума мы можем как-то «увидеть» и проследить внутри сознания, но то, что «происходит» внутри Разума нам «не видно» никак — сознание туда не доходит.
Однако как эти начальные понятия и правила возникают внутри Разума? И здесь мы приходим к ещё одной составляющей, о которой не говорили ранее — Мудрость. Она находится выше составляющей Разума и не совсем относится к человеку, а скорее к Разуму Мира (Бог, Всевышний и т. д.) Но в каком то смысле касается также человека.
Саму Мудрость невозможно не только увидеть в сознании, но и осознать вообще. Это в каком-то смысле неограниченный источник знания. Причём не как набор знаний, а как нечто бесконечное и неделимое. Мудрость не из чего не состоит, но включает в себя всё.
Разум — это такая система ограничений, которая ставит границы на неограниченную и бесконечную Мудрость и тем самым выделяет из неё маленькую частицу знания в виде каких-то постулатов, правил и понятий. Как сосуд, который вмещает в себя только часть всего того, что есть вне него. Некоторые из этих знаний Разум помещает внутрь сознания — в Ум, как начальные принципы и правила мышления, чтобы тот мог делать рассуждения и прийти к выводам.
Причём правила мышления включают также способности пользоваться этими правилами. И вот эти способности мышления можно назвать Интеллектом. Причём у разных людей он разный, в зависимости от цели и роли данного человека в мире.
Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.