Найти в Дзене
Vesna News

«Эффективный налоговый режим» Уильяма Браудера

Налоговый режим — это порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с иными федеральными законами. Эффективный налоговый режим — это термин, который использовали Сергей Магнитский и Уильям Браудер, во время работы в России. Пока неясно, какое именно значение они вкладывали в это понятие.

Уильям Браудер — финансист и экономист американского происхождения, провозгласивший себя величайшим инвестором в России. Однако цифры Hermitage Capital Management, инвестиционного фонда основанного Браудером, были не так уж велики и не имели ничего общего с «талантом» мистера Браудера. Согласно официальным отчетам фонда «Эрмитаж», составленным для акционеров, основной причиной хороших результатов деятельности Фонда стала государственная политика России, поскольку в то время экономика государства показывала значительный рост.

В 1996 году мистер Браудер получил предложение заработать немного денег в России. Понимая, что во времена президентства Бориса Ельцина зарождалась теневая экономика и прибыль могла быть большой, г-н Браудер быстро смекнул, что американское гражданство потянет его вниз в погоне за звонкой монетой. Не желая платить налоги как в России, так и в США, в 1998 году г-н Браудер отказался от своего американского гражданства, как только вступил в силу закон об отчетности о доходах за рубежом. Когда его спросили об отказе от гражданства, г-н Браудер ответил, что основная причина заключалась в том, что его семья «преследовалась в эпоху Маккарти [с конца 1940-х до 1950-х годов]».

Следует отметить, что г-н Браудер в течении десяти лет держал бизнес в России, но при этом не имел рабочей визы. Когда в 2005 году российское правительство обнаружило, что он так долго проработал по туристической визе, его внесли в черный список и запретили въезд в страну. К тому времени уже проводились четыре расследования в отношении деятельности Браудера в России. Не желая оказаться за бортом, г-н Браудер перевел все активы дочерних компаний в офшоры на Кипре, которыми позже хвастался, говоря, что ему «удалось вывезти» свое богатство из России.

Некоторое время спустя г-н Браудер был заочно осужден за уклонение от уплаты налогов и приговорен к 9 годам лишения свободы в федеральной тюрьме. Суд установил, что он разработал и внедрил мошенническую схему, чтобы уклониться от уплаты налогов. Тем не менее, г-н Браудер утверждает, что у российского правительства «нет оснований» для его преследования.

-2
«Вопрос: По вашему мнению, в то время у России не было абсолютно никаких оснований для расследования в отношении фонда «Эрмитаж»?
Ответ: Да, на мой взгляд не было.
Вопрос: И не было никаких оснований для расследования в отношении вас?
Ответ: Да.
Вопрос: Не было никаких оснований для расследования в отношении г-на Магнитского?
Ответ: Да.»

В 1998 Фонд Эрмитаж создал две компании — Сатурн и Дальний Степ в Калмыкии, регион Российской Федерации. Обе компании финансировались Эрмитажем и вкладывали инвестиции, однако средства для их бизнеса поступали косвенно через кипрские компании, принадлежащие Эрмитажу. Причина выбора региона Калмыкия была следующей:

«Ответ: В Калмыкии существовало два налоговых стимула, на которые мы опирались. Первым был калмыкский налоговый режим, который позволял компаниям платить меньшие налоги, чем в других регионах, и налоговая льгота для инвалидов, позволяющая снизить ставку федерального налога. Налоговый режим для инвалидов требовал, чтобы более 50 процентов работников соответствовали определенным нормам для определения лиц с ограниченными возможностями».


Это действительно может заставить задуматься, что мистер Браудер был не просто финансистом или инвестором, но великим, щедрым и мудрым человеком, который смотрел сквозь стигмы. Браудер хорошо справлялся, он нанимал инвалидов, предоставлял им работу и в то же время помогал его компаниям в долгосрочной перспективе. Но к сожалению это так не работает.

«Вопрос: Вы перечислили этих людей в качестве экспертного аналитического отдела, работающих в экспертном аналитическом отделе; Вы помните это?
Ответ: Нет.
Вопрос: Видите ли вы на второй странице надпись посередине — в ней указано, что три сотрудника занимали должности экспертов-аналитиков; Вы видите это?
Ответ: Да, я вижу это.
Вопрос: Вы не использовали их в качестве экспертов-аналитиков?
Ответ: Я не управлял сотрудниками.
Вопрос: Вы были генеральным директором, и вы не представляете, кто управлял этими сотрудниками?
Ответ: Всё правильно.
Вопрос: И это был не мистер Магнитский?
Ответ. Это был не мистер Магнитский.»
«Вопрос: Понятно. И там говорилось, что эти три сотрудника были инвалидами, они работали в других местах в качестве наемных работников. Вы это видите? «Букаев не имеет образования или квалификации. Бадыков — рабочий. Бяткиев — машиностроитель. Он не имел никакого отношения к Сатурну и использовался только в качестве истца для получения льготы по подоходному налогу». Вы это видите?
Ответ. Да.
Вопрос. И это то, что установил суд, верно?
Ответ. Да.»


Фактически, г-н Браудер создал компании в Калмыкии из-за действующего там налогового режима. Он нанимал людей с ограниченными возможностями, которые не выполняли никакой работы, но это позволяло его компаниям платить меньший налог. Более того, г-н Браудер пытался избежать уплаты дополнительных налогов, даже после постановления российского суда. Когда суд установил, что Сатурн использовал работников с ограниченными возможностями для получения налоговых льгот, он принял решение о выплате дополнительных налогов. Компания должна была заплатить штраф в размере 903 000 рублей. Задолженность 4.6 млн. рублей и пеню в размере 252 000 рублей. Суд отменил штраф, но обязал компанию выплатить задолженность и пеню.

«Вопрос: Сатурн выплатил деньги?
Ответ: Мне неизвестно. ”


Точно такой же сценарий прослеживается  с другой компанией, Дальней степью. Г-н Браудер был генеральным директором компании в течение нескольких лет и лично отвечал за подачу налоговых деклараций. Арбитражный суд Калмыкии установил, что Дальняя Степь не уплатила 551 миллион рублей налогов. Когда его спросили о неоплаченном налоге при депонировании в 2015 году, Браудер сказал, что не знал об этом.

«Вопрос: Вы впервые слышите, что Калмыкский арбитражный суд установил задолженность за Дальнюю ступень в размере 551 млн. рублей?
Ответ: Да.
Вопрос: Это почти что, 20 миллионов долларов?
Ответ: У меня нет калькулятора, так что …»
Вопрос: Поверьте мне на слово. Я проверил обменный курс и воспользовался своим калькулятором. Это 19 с чем-то миллионов».

-3

Затем обе компании были объявлены банкротами, но в то время они больше не принадлежали фонду «Эрмитаж». В 2004 году Сатурн и Дальняя Степь были переведены в компанию VMRG [Visao Risk Management Group] для последующей ликвидации. Видимо, без уплаты налогов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для того, чтобы сделать налоговый режим эффективным, г-н Браудер предпринял следующие шаги:

  • Создал компании в регионе с налоговыми льготами;
  • Использовал инвалидов, которые фактически не выполняли никакой работы из-за отсутствия образования и опыта;
  • Когда суд обязал платить налоги, объявил компании банкротами.

Очевидно, что у российского правительства были веские основания для расследования в отношении г-на Браудера, которому удалось уклониться от уплаты налогов, нанося ущерб экономике России. Мировое сообщество стало свидетелем очень серьезного бизнес мошенничества, с которым было довольно трудно бороться. Тем не менее, остается непонятно, как долго можно избегать наказания из-за неспособности мирового сообщества проявить волю и предпринять правовые действия.

Наталия Весельницкая — официальный сайт