Какие организационные аспекты бухгалтерской учетной политики должны быть отражены организацией? Что должно быть освещено в бухгалтерской учетной политике?
Прежде всего, в учетной политике для целей бухгалтерского учета должны быть отражены организационные моменты ведения бухгалтерского учета.
НУЖЕН АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В РОСКО!
БУХГАЛТЕРСКАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и национальными стандартами (положениями) по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ответственность за организацию учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель или лицо, на которое возложено исполнение функций и полномочий единоличного исполнительного органа.
Учетный процесс организации основывается на принципах непрерывности, организационной и функциональной централизации.
Взаимоотношения между подразделениями организации, структурными подразделениями определяются соответствующими регламентами и иными организационно-распорядительными документами, утверждаемыми руководителем организации или уполномоченным им лицом.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Организация осуществляет ведение бухгалтерского учета с использованием автоматизированных средств - программных продуктов 1С. Бухгалтерия.8.3.
Важно! Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни устанавливается методическими документами организации.
ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и должна применяться последовательно из года в год.
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
- изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенном изменении условий деятельности организации.
В случае возникновения в деятельности организации новых фактов, не имевших место ранее, в учетную политику организации вносятся дополнения, касающиеся принципов и порядка отражения этих фактов в бухгалтерском учете.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОСВЕЩЕНО В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА?
Обозначим основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета. Они прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):
- полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности (это означает, что в бухгалтерском учете подлежат все операции без исключения);
- своевременный учет хозяйственных операций (это означает, что операции необходимо отражать в тех периодах, в которых они были совершены);
- приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой.
Приведем примерный перечень разделов, который подлежит раскрытию в бухгалтерской учетной политике:
- Вложения во внеоборотные активы
- Особенности учета объектов строительства
- Формирование стоимости объектов капитального строительства Учет временных сооружений
- Учет расходов отделов (управлений) капитального строительства
- Строительство, реконструкция, модернизация, достройка объектов основных средств хозяйственным способом.
- Учет оборудования, требующего монтажа
- Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской (финансовой) отчетности
2. Основные средства
- Признание объектов основных средств
- Первоначальная оценка основных средств
- Изменение первоначальной стоимости
- Амортизация и срок полезного использования основных средств
- Учет затрат на ремонт основных средств
- Учет арендованных основных средств
- Учет основных средств, полученных по договору лизинга
- Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
3. Нематериальные активы
- Признание объектов нематериальных активов
- Амортизация и срок полезного использования
- Учет деловой репутации
- Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Учет материалов
- Учет покупных полуфабрикатов
- Учет возвратных отходов
- Учет тары
- Учет материалов, принятых на ответственное хранение
- Учет специальной оснастки и специальной одежды
- Учет готовой продукции
- Особенности учета товаров
- Учет неотфактурованных поставок. Учет МПЗ, находящихся в пути
- Раскрытие информации о МПЗ в бухгалтерской (финансовой) отчетности
5. Финансовые вложения
- Порядок признания доходов и расходов по финансовым вложениям
- Обесценение финансовых вложений
- Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской (финансовой) отчетности
6. Займы и кредиты
- Порядок учета расходов по полученным займам и кредитам
- Раскрытие информации о займах и кредитах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
7. Учет доходов
- Учет доходов по обычным видам деятельности
- Особенности признания отдельных видов доходов
- Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
8. Учет расходов
- Учет расходов по обычным видам деятельности
- Отдельные особенности учета затрат
- Особенности признания отдельных видов расходов
- Учет расходов будущих периодов
- Раскрытие информации о расходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
9. Учет расчетов по налогу на прибыль
- Постоянные и временные разницы
- Признание постоянных налоговых обязательств (активов)
- Признание отложенных налоговых обязательств (активов)
- Учет налога на прибыль
- Раскрытие информации по учету налога на прибыль в бухгалтерской (финансовой) отчетности
10. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
- Формирование отчетности по сегментам
11. Приложения
- Приложение 1. Положение о системе документооборота.
- Приложение 2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета
- Приложение 3. Порядок формирования резерва под обесценение МПЗ.
- Приложение 4. Порядок формирования резерва под обесценение финансовых вложений.
- Приложение 5. Порядок формирование резерва по сомнительным долгам.
- Приложение 6. Порядок создания оценочного обязательства по судебным разбирательствам.
- Приложение 7. Порядок формирование резерва по гарантийным обязательствам.
- Приложение 8. Порядок формирования оценочных обязательств по вознаграждениям работникам.
- Приложение 9. Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности