Найти тему

Как демотивировать сотрудника на 100%: выращиваем "маленького дурачка", "кухонного диссидента", "глупого ленивку"

В последнее время очень много ведется разговоров о мотивации сотрудников. Семинары, тренинги, статьи, книги, мастер-классы посвящены тому, как замотивировать даже нерадивого сотрудника для полной самоотдачи делу. Или еще больше мотивировать работника ответственного и лояльного к компании.

Некоторые руководители свято верят, что о мотивации думать не обязательно - достаточно платить какую-то зарплату и жестко наказывать за ошибки.

Другие начальники уверены, что мотивировать нужно - много и часто. Бонусы, раздутые зарплаты, премии, компенсации - без привязки к реальным достижениям сотрудника. Корпоративы, выезды, бесконечные хвалебные речи, повышения в должности, футбольная команда, бесплатное кафе, капсула сна и так далее.

Но истина где-то посередине. Секрет успешной мотивации - в грамотно организованной работе адекватного сотрудника (не бездельника), адекватной зарплате (затрачено/получено, не ниже чем у конкурентов) и приемлемых условиях труда. Пожалуй, этого достаточно для того, чтобы сотрудники честно и эффективно работали на вашем предприятии.

В этой статье мы не будем обсуждать системы мотивации. Поговорим о том, как сделать так, чтобы вполне мотивированный и эффективный сотрудник покинул вашу компанию в максимально короткие сроки. И речь не идет о том, что в компании все плохо, нечем больше платить зарплату, нет работы для этого сотрудника и из комфортного офиса вы переезжаете в сарай со щелями в полу. А идет речь о том, что все у вас в бизнесе стабильно, серьезная организация с историей, есть рост, есть клиенты, есть планы на будущее. Так чего не следует делать руководителю?

Обман сотрудников: маленький дурачок

Никто не любит, когда его обманывают. Любой человек обман на работе воспримет однозначно - раз меня обманывают, значит, считают дурачком. А коль меня считают дурачком, то это и не сотрудничество вовсе, а эксплуатация неумного человека более умным. Если человек проработал в вашей организации достаточно долго - реакция может быть особенно острой. Примеры обмана:

- обещать сотруднику повышения в должности, заранее зная, что этого повышения не будет (не предусмотрена должность и оснований для ее появления нет)

- обещать сотрудникам заведомо недостижимый уровень зарплаты (например, обозначить, что потолка в заработке нет, но вся система оплаты труда выстроена так, что заработать больше человек не сможет ни при каких условиях)

- обещать решить вопросы с доплатами, повышением зарплаты и не делать этого (переносить сроки в надежде, что все забудут).

Новички редко становятся “маленькими дурачками”. Как только, чуть осмотревшийся новый сотрудник поймет, что его обманывают (послушает разговоры бывалых, получит первую смешную зарплату). он уволится. “Маленький дурачки” выращиваются из старых сотрудников (преданных делу. имеющих низкую самооценку и т.д.). Но и тут стоить помнить о следующем.

“Маленький дурачок” будет работать у вас только в том случае, если положение у него безвыходное (ипотека, семеро по лавкам, в самооценка ниже некуда). Но любое положение может меняться. Когда обманутый осознает и поверит, что его используют за небольшие деньги, а в другой компании будут использовать за чуть большие - он уйдет.

Создать такие условия, чтобы цели сотрудника (личные цели) шли вразрез с целями компании: кухонные диссиденты

В идеале цели сотрудников и цели компании должны идти в одном направлении. Каждый сотрудник заинтересован работать в успешной компании, иметь достойную оплату труда, реализовываться профессионально в здоровом коллективе. Цель любой компании - быть успешной компанией (получать запланированную прибыль, чтобы было много клиентов, чтобы компания развивалась). В этом случае цели и компании, и сотрудника созвучны (невозможно хорошо зарабатывать и оттачивать профессиональные навыки в не успешной компании).

Один руководитель очень любил повторять на рабочих совещаниях фразу: “У нас с вами одна цель, у нас с вами одни задачи”. При этом дела в компании обстояли своеобразно. Из-за конфликта с руководством уволились сотрудники нескольких отделов, их обязанности распределили по оставшимся. Доплаты за новые обязанности (“не моя работа”) не планировалось, компания шла по пути оптимизации всех расходов. Задачи сотрудников (заработать) шли вразрез с задачей компании (сэкономить).

Произносящий пустые лозунги, постоянно вещающий о никому не нужной миссии компании руководитель не пользуется уважением. Сотрудники называют его хитрым пустозвоном. И правильно. При любой возможности “диссиденты” покинут компанию. При этом вы можете даже стать героем анекдотов. В таких вот компаниях “диссиденты” особенно любят кухонные посиделки, с перемыванием костей начальников. Часто “диссиденты” саботируют рабочий процесс. И радостно сливают ваши базу конкурентам.

Возлагать на сотрудника обязанности, с которыми он справиться не может: глупый ленивка

Такое тоже случается. По разным соображениям руководитель назначает обязанности, с которыми подчиненный не может справиться. А не может он не из-за лени или безответственности, а потому что не заточен конкретно этот человек под эту работу. Например, менеджеру, работающему только “на входе” поручить заниматься и активными продажами тоже. Или хорошему программисту, которому нравится писать код, дают должность руководителя проекта, а этот программист ни управлять, ни с заказчиками напрямую общаться не умеет. Руководителю отдела продаж поручить разработку рекламных макетов. Руководитель что-то мастерит (довольно стыдное на выходе), его прямые обязанности не выполняются.

Делается это из разных соображений. Основное - сэкономить на найме новых сотрудников, умеющих выполнять требуемые обязанности.

Выращивая глупого ленивку теряет прежде всего сам выращивающий. Вместо эффективного сотрудника получите мечущегося и комплексующего из-за собственной несостоятельности кадра.

Повышать рабочую нагрузку без увеличения оплаты труда: молчаливый бурлак

Бывает почти в любых компаниях. Особенно там. где у сотрудника нет должностной инструкции (такое бывает, поверьте). В этой ситуации на работника можно возлагать массу обязанностей. Один начальник на вопрос сотрудника “а когда вы разработаете мою должностную инструкцию?”, ответил, что “если я ее разработаю, тебе несладко придется, понимаешь?”. Также популярным является не доплачивать работнику за ушедшего в отпуск коллегу (“а зачем? он один работает, больше продаст - больше и премия”).

Держать в страхе: испуганный зайчонок

Грозные руководители (любящие покричать на сотрудников, потребовать невозможного, унижающие подчиненных вам), вы сами-то как, в ужасе и стрессе можете работать продуктивно? Вот и ваши подчиненные - НЕ МОГУТ. Сотрудник, в каждый момент ожидающий, грозного окрика, обвинения в тупости и лени, ждущий увольнения ежедневно - это плохой исполнитель.

Испуганный зайка будет занят не выполнением рабочих задач, а построением лазеек и схем избежать вашей агрессии. Страх лишает энергии, инициативы. Страх разрушает личность. Человек, достоинство которого унижает руководитель, никогда не станет эффективным сотрудником. Униженный человек не будет лоялен к компании. Возможно, он даже начнет саботировать работу, станет “тихим вредителем”.