Андрей Боголюбский - именно этого князя считают основоположником русской государственности! Первый русский Царь, хоть и самодержавный.
Для начала рассмотрим предпосылки. До Андрея Боголюбского, кроме титула князя, других не существовало, и он применим исключительно для династии Рюриковичей. В последней четверти десятого века Рюриковичи вошли в родственные отношения с правящими династиями христианских империй, германской и византийской. Нужно сказать, что государи не передавали государство своим преемникам, а делили поровну между всеми. Так было и на Руси.
От Норвегии до Иерусалимского Королевства на всех престолах сидели родственники русских Рюриковичей. Это хорошо освещено в истории, не будем отвлекаться. Войны были нормой того времени, снять рыцарский пояс можно было лишь по физической немощи либо с уходом в монастырь. Частые войны, понятно, истребляли мирное население, и христианские пастыри вышли с инициативой Божьего мира, новатором стал римский первосвященник Урбан Второй, который, по преданию, подарил икону и часть мощей Николая Мирликийского русскому духовенству, и теперь 9 мая ‒ праздник перенесения мощей святого из Мир Ликийских в город Бар.
Итак, в 1095 году папа Урбан поставил задачу освободить Гроб Господень из рук неверных и построить на Святой Земле Божье Царство Справедливости, каждого при этом он призвал взять свой крест.
Это Крестовые походы
Замечательно то, что все наши былинные богатыри были в Иерусалиме, к тому же там было много русских паломников. Первые крестоносцы одержали победу, и город был освобожден. Они построили феодальное государство. В это время в Германии, Франции, Киевской Руси у знати власть оставалась лишь номинальной. И вдруг появляются государи, которые ведут одинаковую внутреннюю политику! И в их числе наш Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Все эти государи были родственниками, русского князя считали братом и даже покровительствовали сыновьям Андрея после его смерти.
Пять государей.
Они, конечно, встречались специально в Константинополе, чтобы принять участие в Крестовом походе и наш Великий Князь практически не упоминается в летописях 40 лет! Он выходит на авансцену при попытках Юрия Долгорукого занять Киевский престол. Именно Андрей предложил блестящую операцию и разгромил войска противника. Не буду перечислять всех его походов, лишь скажу, что в итоге он посадил отца на трон, а сам, не получив его благословения, ушел в Ростово-Суздальские земли по велению Богородицы.
По приезду Андрей начинает действовать практически немедленно, будто имея инструкции. Он строит собор, повторяющий один в один пропорции Соломонова Храма, описанные в Библии. Причем именно король Германии Фридрих Барбаросса прислал ему архитекторов для строительства, а Мануил, король Византии, ‒ различную церковную утварь.
Соборное решение сразу же после смерти Юрия Долгорукого признало его Царем всея Руси, что было немыслимо для того времени. Окончив строительство своего дворца в Боголюбове, он воздвиг киворий, каменную чашу с восьмиконечным крестом, точь-в-точь как в Иерусалиме, напротив Гроба Господня.
В один и тот же день, 1 августа, они с Мануилом в разных концах света одержали победу: Андрей разгромил войска в Волжской Булгарии, Мануил же выгнал султана из Египта. Общим указом они провозгласили праздник 1 августа как Спас, или Изнесение честных Древ Животворящего Креста Господня.
Факты, если верить ряду историков, указывают на то, что множество восточнославянских рыцарей принимали активное участие в боях в Палестине, и многие из них были рыцарями ордена Храма. Весьма вероятно и то, что некоторые из них занимали в ордене руководящие посты.
Объяснение этому и простое, и сложное, для этого надо сделать экскурс в историю вопроса.
Кто такие тамплиеры?
Орден храмовников (так еще называли тамплиеров) был создан в 1118 году девятью рыцарями-монахами. Его основной целью было сопровождение и защита паломников, странствующих к Святой земле. Интересно отметить, что из целого рода документов следует, что благословил первых тамплиеров Константинопольский патриарх, а не Папа Римский, что говорит о том, что они были восточными христианами. Позже деятельность рыцарей Храма вышла далеко за пределы Палестины и Сирии. Орден стал могущественной организацией, имеющей немалое количество богатств и владеющей очень важной государственной информацией.
Хотя тамплиерам постоянно внушали, что «созерцание женского лица ведет к погибели», им дозволялось любить и почитать Богородицу, Пречистую Деву и Мать Иисуса Христа. Это выражение почтительности было единственной уступкой, которую допускал Устав в пользу любви, склонность к которой свойственна человеческой природе. Звезда и покровительница Ордена — вот кем была Дева Мария!
Вспомним опять же Андрея Боголюбского, его трепет перед Ее иконой и служение Ей. А один из упомянутых средневековыми историками тамплиеров привлекает наше внимание ‒ это Андре де Монбард. К счастью, история сохранила нам его рыцарский герб, так как Андре де Монбард был некоторое время Великим Магистром ордена Храма.
Любопытно рассмотреть родовой герб князя Андрея Боголюбского: в верхней части расположен герб Владимирский, в нижней ‒ рыбы, повернутые спиной друг к другу, на лазурном поле. Он в точности совпадает с гербом Андре де Монбарда!
Если верить житию святого, благоверный великий князь Андрей много лет провел в Святой земле града Иерусалима и находился у Гроба Святого в молитве и посте, как и царь Соломон в храме его в Святая Святых. Во время своего двадцатилетнего пребывания там он должен был бы занимать достаточно высокий пост в иерархической структуре ордена Храма.
Упоминания об Андрее Боголюбском появляются в русских исторических летописях в 1149 году, когда он уже служил в войске своего отца.
Уже в первом сражении под Переславлем Андрей показывает себя опытным полководцем, применив тактику поэшелонного отвода войск, имитирующих отступление. Поймав врага на сие новшество, которое до того времени не применялось в этих краях, он полностью уничтожает его. В следующем сражении под Луцком он проявляет чудеса личной храбрости и военных навыков.
Результатом его присутствия в войске стало воцарение Юрия Долгорукого на главном киевском престоле в 1150 году, как я и говорила ранее. Как пишут летописцы, исполнив задуманное, Андрей удалился в свои владения.
‒ Конечно, посмотрите, какой неограниченной властью он пользовался, у него была могучая поддержка в лице его братьев, которые давали присягу на верность ему и ордену.
Исследование роли и месте тамплиеров в становлении Московского государства ‒ Божьего Царства Справедливости ‒ было бы неполным, если бы следов Ордена не осталось на местности. Одним из характернейших представителей тамплиеров был Бафомет. Этот тамплиеровский персонаж представлен в подмосковных названиях трижды: 1,46 км южнее Егорьевска ‒ деревня Бахметьево, 2,10 км западнее Рязани ‒ деревня Бахма-чеево, 3,15 км северо-западнее Ржева ‒ деревня Бахму-тово. А об иерусалимских королях Балдуинах, от первого до последнего, свидетельствуют названия Болдино, Болдинка и другие. Даже Яков де Моле нашел свое место на карте Подмосковья: Молзино, Моллево. Говоря о названиях с корнем «шато» («замок»), достаточно вспомнить Шатуру, Шатск и другие.
В том, что преданные Папой и оболганные французским королем «слуги Богородицы» приют нашли в Москве, нет ничего удивительного. Связи Руси, особенно Владимиро-Суздальской, начиная с XI‒XII веков с Западной Европой и Святой Землей были непрерывными. Так что в Москву тамплиеры пришли вполне в согласии с длительной российской традицией и внесли посильную лепту в строительство Третьего Рима и Нового Иерусалима. Кстати, Великий князь св. Андрей Боголюбский передал Москву под юрисдикцию митрополита, как десятину Богородице.
Да, Устав предоставлял магистру Ордена тамплиеров почти абсолютную власть над братией, хотя перед принятием решений он все же должен был советоваться с капитулом. Орден существовал и сумел много чего сделать. В том числе создать несколько на тот момент нововведений, благодаря которым до сих пор существует банковская система. Связано это с тем, что одним из основных занятий ордена были финансы.
Для того чтобы понимать, какую революцию совершили тамплиеры, надо сказать, что деньги в XII веке циркулировали крайне мало: существовало множество государств, каждое из которых чеканило свои монеты, которые, естественно, были разного размера и веса. Соответственно, понять действительную стоимость денежного знака, чтобы использовать его в экспортно-импортных операциях, было довольно-таки проблематично. Так, например, только величина ливра изменялась с 489,5 граммов золота во времена Каролингов до 89,85 граммов в 1266 году. И это только если говорить о золотых монетах. Многие же предпочитали чеканить серебряные. Опять же — разного веса и размера в зависимости от страны-эмитента.
При этом, ввиду того, что занятие финансовой деятельностью было сопряжено с повышенным риском, так как «денежный перевод» из страны в страну представлял собой физическую перевозку денежных мешков, которые всегда подвергались опасности нападения со стороны разбойников или владетельных господ, то и занимались им только вполне определенные лица и конгрегации.
Например, ростовщичеством предпочитали заниматься итальянцы из Ломбардии, благодаря чему мы сейчас имеем слово «ломбард», и евреи. В качестве их конкурентов выступали аббатства, так как религиозное население не рисковало вступать в трения со слугами Господа.
Тамплиеры в данном случае оказались в очень удобной нише, так как являлись одновременно и военизированной, и религиозной организацией, на которую не рисковали нападать, чтобы не совершить святотатство, и которая сама могла надавать по шапке в случае непредвиденных обстоятельств. Финансовой деятельности ордена также помогало то, что «офисы» тамплиеров были раскинуты по очень обширной территории от Лондона до Иерусалима, а также протекция со стороны римских пап, разрешавших бедным рыцарям управлять финансовыми операциями.
Поэтому, в отличие от других категорий ростовщиков, тамплиеры могли открыто заниматься данным видом деятельности. Другим же приходилось обходить религиозные запреты, придумывая разного рода ухищрения. Например, выдачу денег в рост только евреям.
Уникальная ситуация оказалась благоприятной для храмовников в плане не только роста благосостояния, но и внедрения финансовых инноваций. В частности, благодаря им появились первые платежи без использования реальных денег. Именно тамплиеры изобрели чеки — храмовники принимали от клиентов денежные средства, а взамен выдавали специальную бумагу, удостоверяющую наличие средств у «подателя сего». Если сумма вклада в какой-то момент заканчивалась, то ее всегда можно было пополнить. Причем дистанционно, так как это могли сделать и родственники клиента. Два раза в год специальные службы Ордена собирали чеки, чтобы подвести баланс. Очень интересно, особенно для нашей высокотехнологичной эпохи, что тамплиеры первыми стали использовать отпечатки пальцев для удостоверения личности! На каждом чеке его владелец должен был оставить свой отпечаток. Соответственно, обладая чеками Ордена тамплиеров, можно было путешествовать между странами с меньшим риском и обналичивать во всех странах, где присутствовало «представительство» Ордена, носившее название прецептории.
Кроме того, у Ордена всегда можно было взять кредит, ставка по которому составляла всего 10 процентов. Притом, что средняя ставка у остальных ростовщиков была около 40. В отличие от еврейских финансистов, которых прокатить с выплатой не считалось зазорным ни простому народу, ни благородным вельможам, тамплиеры могли быть уверены, что им средства вернут, так как за ними стояли Папа Римский и их мечи.
Надежная финансовая репутация Ордена позволила ему заполучить в качестве клиентов практически всю знать христианского мира. И за два века он становится крупнейшим кредитором Европы.
Возможно этим объясняется политика Первого Русского Царя, и его могуществом…
Ставьте лайк и подписывайтесь, если Вам понравилась статья!