Найти тему
BFP

IPO технологических компаний и перегрестость финансовых рынков

Цена акций Uber сегодня немного отросла вверх (на 7,7% - торги еще не закрылись). Напомню, в первый день после IPO Uber подешевел на 7,6%, во второй день – на 10,8%. IPO не выглядит очень успешным, хотя, разумеется, дальнейшее краткосрочное движение цен может быть каким угодно.

На фоне этого любопытного хайпового IPO хочу поделиться своими мыслями по поводу перегретости финансовых рынков:

1. Фондовые рынки развитых стран сейчас очень перегреты. Текущее значение индикатора Shiller PE ratio (оценивает перегретость рынка с корректировкой на цикличность – не путать с обычным Price-to-Earnings ratio) для индекса S&P 500 – 29,88. Для сравнения перед кризисом 2007-08 значение составляло 27,21 (01.01.2007), в год начала Великой депрессии – 27,08 (01.01.1929). Выше было только перед схлопыванием пузыря DotCom компаний (конец 90-х – начало 2000-х)

2. Непонятно, на что рассчитывают инвесторы, покупая акции Западных компаний. Value ценной бумаги (в т.ч. акции) определяется ее денежными потоками. Дивидендная доходность компаний, входящих в S&P 500, меньше 2%. Т.е. инвесторы готовы ждать 50 лет, чтобы отбить номинал (и это не считая инфляции), или же они ожидают какого-то феерического роста широким фронтом от этих зрелых компаний, составляющих костяк достаточно уже зрелой экономики (США)?

3. Нельзя с уверенностью, что сказать, что именно технологические компании как-то особенно переоценены. Значения Price-to-Earnings технологических гигантов: Alphabet – 28, Facebook – 27, Apple – 15, Amazon – 76. Не считая Amazon, мультпликаторы не выглядят огромными, особенно учитывая то, что эти компании, действительно, прибыльные и быстрорастущие. Т.е. мне не нравится их текущая цена, но это вопрос к переоцененности фондового рынка, в целом.

4. Не все технологические компании одинаково хороши. В самом деле, текущая прибыльность – не единственный критерий оценки технологических компаний. Во многих случаях, действительно, идет речь о масштабных расходах, которые потом позволят монополизировать рынок за счет network effect. Это удалось сделать, например, Facebook (сетевой эффект – если все друзья пользуются Facebook, бесполезно пользоваться другими соц. сетями, даже если они лучше) или Amazon (большое количество лояльных клиентов и поставщиков). А вот как этого же сетевого эффекта хочет добиться Uber, мне непонятно. По моему личному опыту как клиента, моей лояльности добиться сложно: как только конкурент снижает цену на поездки, я сразу перехожу к конкуренту. Отсюда и постоянный демпинг со стороны всех участников этого рынка. Не вижу, за счет такие компании, как Uber, смогут обеспечить себе рентабельность и многократный рост бизнеса, чтобы тем самым оправдать свою капитализацию. Качественный клиентский сервис и мировая известность – еще не повод оценивать компанию в >60 млрд долларов. Важны денежные потоки, а с ними туго.