С 14 по 24 января 1943 г. в марокканской Касабланке прошла судьбоносная для всего германского народа международная конференция. Нет, делегации от Третьего Рейха там не было, да и не могло быть – в конференции участвовали главы правительств США и Великобритании, а также высокопоставленные военные. Судьбоносным же для немцев стало принятие решения о бомбардировках Германии «по площадям» авиацией союзников. Иными словами, государства-союзники складывали с себя моральное бремя заботы о мирном населении нацистской Германии, сохранении культурного наследия и пр.
Правда, в этом решении принципиально нового уже ничего не было. Англичане уже с 1940 г. с переменным успехом бомбили немецкие города (считалось, что по ошибке). А в феврале 1942 г. было принято решение бомбить уже нарочно. Так что Касабланкская конференция только узаконила существующее положение вещей, но уже с участием ВВС США.
Однако и для американцев это дело не было в новинку. Еще в мае 1942 г. на английские аэродромы стала перебазироваться 8-я воздушная армия ВВС США под командованием генерала А. Икера, включавшая тяжелые бомбардировщики. Но «погружаться с головой» в боевую работу американские летчики не спешили, ограничиваясь лишь незначительными ударами. При этом на территорию самой Германии старались не залетать, бомбили промышленные объекты во Франции и Голландии. И дело тут вовсе не в гуманизме – просто не было эффективного истребителя сопровождения. Англичане бомбили ночью, когда само обнаружение бомбардировщика в небе – задача не из простых. Американцам досталось светлое время суток. Самым же дальним истребителем, которым располагала 8-я воздушная армия, был Р-47 «Тандерболт», но и он являлся «полупроводником» - мог проводить лишь до половины пути, а потом срочно домой, пока бензин не иссяк.
За подобную пассивность американских ВВС генерал Икер в Касабланке подвергся критике со стороны Черчилля. Но в ответ официально заявил, что вверенная ему армия в ближайшие два-три месяца всерьез активизирует свою деятельность непосредственно по германской территории. Откуда такая уверенность? Неужели Икер уже предвидел появление Р-51 С/D? Не думаю. А вот о другом самолете сопровождения он знал уже точно.
Знакомьтесь, кто не знает: YB-40, эскортный бомбардировщик. Несмотря на то, что самолет изготавливался на базе серийного бомбардировщика Boeing В-17F, его проектировкой занималась фирма Lockheed Vega. Первый прототип был готов к ноябрю 42-го. Самолет получил более мощное оборонительное вооружение: в верхней части фюзеляжа сразу за радиорубкой была установлена дополнительная турель со спаренными 12,7-мм пулеметами. В носовой части снизу также появилась внешне напоминавшая бородку спаренная 12,7-мм турель. Шкворневые пулеметные установки по бортам также сделали спаренными. Общее защитное вооружение самолета теперь составляло 14 крупнокалиберных М-2. Боекомплект увеличился с 3900 патронов до 11275. Двигатели и места расположения экипажа получили дополнительное бронирование. Самолет предназначался не для бомбежки, а для защиты своих собратьев – «Летающих крепостей» от истребителей противника. Его можно бы назвать по аналогии «Летающим фортом» или «бастионом», потому что он должен был сбивать или отпугивать истребители противника своим усиленным вооружением.
В-17 детище Boeing, YB-40 cпроектировали на Lockheed Vega, в серию же запустили на Douglas. Первый серийный образец выкатили из сборочного цеха в феврале 1943 г., а в апреле уже 12 самолетов прибыли в Англию, где вошли в состав 327 бомбардировочной эскадрильи.
Боевой дебют YB-40 состоялся 29 мая при налете на порт Сен-Назер во Франции. До 4 июля было совершено по разным данным от 6 до 8 групповых боевых вылетов. Эскортерам засчитали пять сбитых истребителей противника, еще две победы расценили как возможные. Собственные потери YB-40 составили один самолет. Тем не менее, результаты работы эскортных самолетов были признаны неудачными. Из-за оружейных «бородавок» стала хуже аэродинамика, из-за веса дополнительного вооружения боеприпасов и брони увеличился вес самого самолета в сравнении с тем же В-17F. От этого упала скорость и скороподъемность. Особенно это ощущалось на обратном пути, когда бомбардировщики уже избавились от бомб и на полном газу уходили в сторону дома. Тяжелые YB-40 уже не могли за ними угнаться. Практика показала, что эти самолеты способны эффективно защищать только себя. В общем, ничего кроме разочарования. Самолеты были переоборудованы в строевые В-17F. Парочка использовалась в качестве учебных классов для тренировки бортстрелков. А американским бомбовозам до появления «Мустангов» С и D пришлось летать без прикрытия и рассчитывать только на себя.
ТТХ YB-40
Длина – 22,78 м. Размах крыла – 31,63 м. Площадь крыла – 131,92 м. Высота – 5,82 м. Масса пустого – 17800 кг. Масса взлетная – 28803 кг. Скорость максимальная – 470 км\ч. Скорость крейсерская – 410 км\ч. Дальность – 3637 км. Потолок – 8900 метров. Двигатель – четыре радиальных Wright R-1820-65 Cyclone мощностью 1380 л.с. Экипаж – 9 человек. Вооружение – четырнадцать 12,7-мм пулеметов M-2, Бомбовая нагрузка – 2721 кг.
Бомбовая нагрузка указана лишь в качестве возможной. С бомбами самолет на боевые задания никогда не поднимался. А носовая «борода» - турель с двумя пулеметами даром не пропала, стала штатной на новой модификации В-17G.
Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал