100 раз провез – 100 раз заполнил декларацию. Если с первой частью формулы поделать без ущерба для дела можно мало что, со второй – как выяснилось – вполне возможно. К примеру, воспользоваться упрощенной процедурой таможенного декларирования. В основном, для экспорта – подать периодическую декларацию. Такая действует для обозначенного количества груза на протяжении определенного времени.
«Заполняется, скажем, на 100 мест. Мы за одну поставку привозим груз на авиационный склад, сдаем, он занимает 50 мест, то есть только половину», - объясняет руководитель департамента таможенного оформления и доставки ACEX Group Андрей Швырёв, - «нам их списывают, а полностью закрывают декларацию только по фактическому убытию всей партии на 100 мест». Подобная схема выгодна тем клиентам, которые прибегают к услугам таможенного представителя – за счёт уменьшения количества документов. Несмотря на то, что процедура существует уже много лет, она остаётся значительно редкой. Эксперты объясняют это тем, что прибегают к ней обычно компании с большим объемом экспорта (при перевозках нефти, зерна и так далее), которых не так много.
Плюс есть важная деталь: внешнеторговые поставки должны быть регулярны – и это не расплывчатый критерий, а вполне конкретный. Регулярными признаются перевозки чаще трех раз в месяц. Подробные требования и условия заполнения прописаны в Таможенном кодексе Евразийского таможенного Союза. Если же товары не вывезены или не предъявлены таможенному органу в указанные сроки – периодическую декларацию надо отзывать, иначе выпуск товаров будет аннулирован. К тому же, надо внимательно следить, чтобы по декларации случайно не «уехало» больше товара, чем обозначено.
Что касается импорта, то существует другой лайфхак, делится руководитель департамента таможенного оформления и доставки ACEX Group Андрей Швырев: «Можно сэкономить, консолидировав грузы в рамках одного внутриторгового договора. У нас есть отдел, который занимается консолидацией грузов в Китае. То есть мы ждем, пока накопится определенное количество. Экономия выходит даже при условии нескольких товарных партий».
Время – деньги. Что подводит нас к ещё одному решению. Специалисты ACEX такое практикуют нередко: предварительно, ещё до прибытия груза – максимум за 15 дней - подают декларацию. Такая возможность прописана в Федеральном законе о Таможенном регулировании и Таможенном кодексе ТС. Это полезно при задержке груза по разным причинам – за время ожидания все документы подвергаются проверке, остается только подтвердить фактическое прибытие товара, и декларация выпускается в течение двух часов.
Хотя есть определенные «подводные камни», отмечает директор филиала в Воронеже ООО ТК «Руста Брокер» Геннадий Адамайтес: «Несколько лет назад это было очень актуально. А сейчас, к примеру, возьмем железнодорожные перевозки. Состояние составов иногда не лучшее. И если идет состав из 32 вагонов, на которые уже подана декларация, а до места доезжают 29 – какие-то отправляются в ремонт, то мы вынуждены ждать, пока работы не закончатся и все заявленные вагоны не соберутся. Поэтому часто воспользоваться электронным декларированием сейчас получается выгоднее и оперативнее».
Самая горячо обсуждаемая тема сейчас – оформление нескольких товарных партий в одной декларации на товары. Для этого необходимо соблюдение нескольких условий: у товара должны быть одни получатель и отправитель, работающие по одному контракту и в одной валюте. «Из преимуществ здесь можно отметить фактический выпуск товаров – он осуществляется одним инспектором» - отмечает производственный директор ООО «Оптима Лог» Иван Комаров, - «с другой стороны, если оценивать рентабельность, то выгода для импортера может прослеживаться при морских и авиаперевозках, так как по авто будет проигрывать с точки зрения затрат на оформление каждого транспортного средства, вне зависимости от количества деклараций. Также нельзя не учитывать, меры таможенных досмотров – они аналогично применимы ко всей товарной партии. В любом случае, оценить необходимость применения могут профессионалы – основываясь на обширной практике. То есть главный лайфхак, наверно, – найти правильного партнёра».