19,5K подписчиков

Стоунхендж, вдохновляющий художников

334 прочитали

Когда я писала статью "Как строили Вавилонскую башню", подумала, что в мире существует множество сооружений не менее интересных и загадочных, о которых легенд известно больше, чем истинных исторических сведений.

Одно из таких - Стоунхендж, каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия) . Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами. Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам.

Сколько бы версий возникновения Стоунхенджа не существовало (а их множество, и каждый автор защищает свою всеми силами), истинной истории возникновения сооружения не знает никто. Поэтому я и не ставлю своей целью дискутировать на эту тему.

Я просто хочу проследить, какое место Стоунхендж оставил в изобразительном искусстве. А к его теме обращались (да и сейчас обращаются) многие художники. Тайна всегда всегда вызывает вдохновение.

Самым первым изображением Стоунхенджа считается иллюстрация к рукописи второй четверти 14 века, ныне хранящейся в Британской библиотеке.

 Когда я писала статью "Как строили Вавилонскую башню", подумала, что в мире существует множество сооружений не менее интересных и загадочных, о которых легенд известно больше, чем истинных...

На ней изображено как некий великан помогает строить волшебнику Мерлину Стоунхендж. Сюжет о короле Артуре и его учителе Мерлине весьма популярный в то время. Поэтому нет ничего удивительного, что и Стоунхенджу было уделено место.

Интерес к Стоунхенджу возник давно. В средневековых книгах не редко можно найти иллюстрации, связанные с этим сооружением. Одно из интереснейших изображений Стоунхендж можно увидеть в манускрипте Бритни Камдена " Уилтшир" (1610 год).

 Когда я писала статью "Как строили Вавилонскую башню", подумала, что в мире существует множество сооружений не менее интересных и загадочных, о которых легенд известно больше, чем истинных...-2

Авторство самой гравюры приписывают Уильяму Кипу. Джентльмен в одежды елизаветинской поры указывает на руины, которые кажутся менее разрушенными, чем сейчас.

Самое раннее изображение Стоунхенджа в живописи относят примерно к 1730 году.

Неизвестный автор. Стоунхендж, ок. 1730
Неизвестный автор. Стоунхендж, ок. 1730

Имя автора картины неизвестно. Ныне картина находится в Музее Солсбери и Южного Уилтшира.

В левой части картины художник изобразил группу людей. И в сравнении с ними видно, какие огромные размеры имело сооружение.

Картина Ричарда Тонга из Бата, художника-любителя, создана чуть позже., уже в начале 18 века.

Ричард Тонг. Овцы на фоне   Стоунхенджа, 18 в.
Ричард Тонг. Овцы на фоне Стоунхенджа, 18 в.

Видно, что Стоунхендж в более приличном состояние, чем ныне. Причем, доступ к нему был свободным. Да и толп туристов возле него не было. Милая пасторальная картина.

Не оставили внимание Стоунхендж и великие художники.

Джон Констебл.  Стоунхендж, 1836
Джон Констебл. Стоунхендж, 1836

Интересна акварельная работа известнейшего английского художника Джона Констебла не только своим сюжетом, но и материалом для изучения творчества художника.

Если присмотреться, то на картине еще видны следы создания картины (нанесенная сетка, следы наброска).

А как хорошо смотрится Стоунхендж в закатных лучах солнца на картине Джона Уильяма Инчболда, последователя прерафаэлитов.

Джон Уильям Инчбол.    Стоунхендж, 1873
Джон Уильям Инчбол. Стоунхендж, 1873

Не оставляют вниманием Стоунхендж и современные художники. Причем, видение этого вневременного сооружения бывает весьма оригинальным.

 Майкл Скотт.   Стоунхендж, 1969
Майкл Скотт. Стоунхендж, 1969

Работа Майкла Скотта кажется почти абстрактной, пока ваш глаз не заметит, что художник находится близко к камням внутри круга. Иная точка зрения отличает картину от большинства работ.

Стоунхендж некоторые художники использовали для фона своих картин. Для примера можно посмотреть на картину английского художника Самуэля Спода.

Самуэль Спод. Семья Пинкни в Стоунхендже, Уилтшир, 1845
Самуэль Спод. Семья Пинкни в Стоунхендже, Уилтшир, 1845

Самуэль Спод, конечно, изобразил на своем полотне историю некой аристократической английской семьи, но невольно сохранил для потомков и Стоунхендж.

Нельзя забыть и про, так называемые, "квази-Стоунхенджи", когда художники использовали изображение сооружения не в качестве достоверного места, а использовали его черты для создания атмосферы.

В качестве такого примера можно взять картину Томаса Джонса "Бард".

Томас Джонс. Бард, 1774
Томас Джонс. Бард, 1774

На картине изображен сюжет из легендарного произведения Томаса Грея о резне Эдварда I уэльских бардов. Здесь Стоунхендж совершенно не соответствует реальности, но лишь создает ощущение, где происходят события.

К этой же категории можно отнести и полотно Джеймса Барри "Король Лир плачет над мертвым телом Корделии".

Джеймс Барри. Король Лир плачет над мертвым телом Корделии, 11786-88
Джеймс Барри. Король Лир плачет над мертвым телом Корделии, 11786-88

Роль Стоунхенджа в ней лишь для того, что действие, изображенное на картине, происходит в древней Англии.

Конечно, это далеко не все картины, на которых изображен Стоунхендж. Примеров можно найти множество. Я лишь хотела показать, как необычное место вдохновляет художников на создание своих произведений.