Найти тему
Henry Hetz

Вам не нужен бизнес-план

Бизнес-план, или прогноз доходов и расходов – это сущая боль и зло любого стартапа. Это большой документ (а чаще их несколько) с кучей формул, расчётов, прогнозов, анализов рисков и т.д. И всё это работает крайне плохо. Всегда можно составить идеальный бизнес-план, но это будет фикция, обман и даже самообман. Почему? Позвольте объясню.

Начнём немного с другой стороны. Возьмём крупный и успешный бизнес, например компанию Apple. Эта компания с 70-х годов на рынке IT-технологий и сомневаться в том, что компания знает этот рынок очень хорошо, не приходится.

Предположим Apple выпускает обновлённую версию продукта, который продаёт уже не первый год – смартфон. Компания занимает большую долю рынка в этой нише и также хорошо знает, что ожидать от новинки. Маркетологи оценили предстоящий спрос, отдел производства разместил и выполнил заказ, продукция отгружена, магазины затоварены. И первый месяц продаж показывает – компания ошиблась в прогнозе продаж. Смартфоны продаются хуже, чем планировалось. Вот подтверждение: https://www.iphones.ru/iNotes/apple-priznala-chto-iphone-ploho-pokupayut-v-kitae-akcii-upali-eshche-na-8-01-03-2019

Ещё раз: компания мировой гигант, несколько десятков лет на рынке, выпускает всего лишь обновлённую версию своего продукта и значительно ошибается в прогнозах продаж!

Теперь возвращаемся к бизнес-плану.

Что такое прогноз? Это попытка предугадать возможное развитие событий. Вы собираетесь, обладая ограниченной информацией и значительной неопределённостью, дать точную цифру по выручке нового для вас бизнеса. Сколько раз такой прогноз совпадёт с реальностью? Ни одного раза. Он может быть достаточно близко к реальности, а может расходиться с ней в разы и даже порядки. С точки зрения математики такие расчёты не могут быть получены с достоверной точностью, потому что мы живём в мире неопределённости. Попытка посчитать будущие продажи – это попытка выдать желаемое за действительное. Вы не можете знать, сколько людей придёт к вам в кафе или сколько вещей продаст ваш бутик. Не пытайтесь обмануть себя или инвесторов!

Но как тогда быть, как оценить перспективы нового бизнеса, как понять его экономику?

Получите бесплатно абсолютно надёжный инструмент.

1. Вам нужен точный анализ ежемесячных расходов. Если вы понимаете что собираетесь делать, то вы сможете посчитать предстоящие расходы с высокой точностью.

2. Вам нужно определить инвестиционный бюджет и придерживаться его, а после запуска продукта уточнить первоначальные расходы и возможно скорректировать итоговые цифры.

3. Определите для себя, за какой срок вы планируете вернуть первоначальные инвестиции – год, два, три или любая ваша цифра.

4. Вам нужно разделить инвестиционные расходы на планируемый срок окупаемости и добавить эту цифру к расходам ежемесячным. Предположим вы открываете бутик и ваши гарантированные ежемесячные расходы составят 500.000 р. (аренда, з/п персонала и т.д.). Инвестиции в объект составят 3.000.000 р. и вы планируете их вернуть за 5 лет, или за 60 месяцев, что означает 3.000.000/60=50.000 р. Прибавьте их к ежемесячным расходам, получим 550.000 р.

5. Осталось заложить норму прибыли, которую ваш бизнес должен выполнять ежемесячно. Предположим вас удовлетворят 150.000 р. чистыми.

6. Вы планируете продавать вещи в бутике с наценкой 100%. Теперь вы точно знаете, что необходимо наторговать на 1.100.000 р. в месяц, чтобы быть на грани рентабельности, или «выйти в ноль» по-простому. Также вам нужно продать на сумму 1.400.000 р., чтобы получить желаемую чистую прибыль в 150.000 р.

Теперь вам не нужно гадать, сколько придёт покупателей и сколько вы продадите. Вы точно знаете цифру, которую необходимо достигнуть в течение месяца. Если вы будете продавать меньше – бизнес умрёт, если больше – вы разбогатеете.

Подобный расчёт спасёт вас от неминуемого краха. Если полученные цифры далеки от реальности (а это достаточно легко выяснить), не стоит начинать заведомо проигрышное мероприятие.

Мы получили правильный план продаж, в котором не предполагаем, сколько продадим, а точно знаем, сколько нужно продать, чтобы быть рентабельными. А как это сделать – повод для другой статьи.

Давайте в следующем кейсе посчитаем типичное кафе, а заодно ответим на вопрос, почему на Новом Арбате в Москве новые рестораны открываются и закрываются по несколько раз на одном и том же месте. Подписывайтесь, станете лучше понимать бизнес, ведь это просто!