Инвестирование всех средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх порога 7% ВВП может восстановить зависимость российской экономики и курса рубля от колебаний цен на нефть, заявила в интервью агентству Reuters глава Банка России Эльвира Набиуллина.
«По сути дела, весь прирост дополнительных доходов от увеличения цены нефти будет идти на расходы. Не так важно, во что деньги будут инвестированы, поскольку в этой ситуации полностью восстановится зависимость экономических и финансовых параметров, курса рубля от колебаний цен на нефть», – отметила она.
При этом глава ЦБ отметила, что траты 1–2% ВВП в год по своему влиянию на экономику и реальный валютный курс будут такими же, как повышение цены отсечения в бюджетном правиле до 50–60 долл. за баррель. Напомним, что сейчас цена отсечения в бюджетном правиле 40 долл. за баррель в ценах 2017 года с ежегодной индексацией на 2% с 2018 года.
►Россия будет инвестировать средства ФНБ, когда его объем достигнет 7% ВВП
Вариант с минимальными негативными последствиями для макроэкономической и финансовой стабильности, по мнению Набиуллиной, – это инвестирование определенной части от превышения 7% ВВП. То есть если исходить «из того, что уже накоплено 7% ВВП, то это лучше, чем если бы более высокая цена отсечения закладывалась [в бюджетное правило] изначально», – сказала она.
По словам главы регулятора, основной вопрос – как будут инвестированы средства ФНБ. Если они будут работать на повышение потенциальных темпов экономического роста, производительности труда и конкурентоспособности, а не вести к перегреву экономики, тогда заметных проинфляционных эффектов не будет.
►Кудрин: Без использования средств ФНБ государство не сможет в 2020 году индексировать пенсии
На самом деле, зависимость рубля от цен на нефть присутствовала всегда, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.
ФНБ формируется по бюджетному правилу за счет дополнительных нефтегазовых доходов в соответствии с порядком, установленным правительством РФ. Если цены на нефть будут вновь снижаться, то мы можем не достигнуть ликвидной части ФНБ выше 7% к 2020 году.
На современном этапе нефть является не только товаром, но и своего рода активом, стоимость которого связана с множеством финансовых процессов. Влияние цен на нефть особенно сильно в странах, где торговля энергоносителями достигла высокого уровня в общем объеме экспорта. Россия относится и к таким странам.
►ФНБ с начала года сократился почти на 5,5%
Нефтяная отрасль является одним из важнейших направлений поддержки развития экономики в России. На долю энергетики приходилось менее 70% экспортной выручки России с 2014 года, которая колеблется между 62 и 64% в 2015–2018 годах. Нефть и газ – самый прибыльный экспорт энергоносителей в России – обеспечили менее 50% доходов федерального бюджета в 2015–2017 годах и большую часть этого года, хотя на них приходилось чуть более 50% в начале 2018 года.
По сравнению с другими странами-экспортерами нефти Россия особенно зависит от рынка углеводородов. Поскольку страна получает большую часть доходов от продажи нефти, национальная валюта автоматически становится зависимой от цены на нее, фактически превращаясь в нефтяную валюту.
В случае падения цен на нефть дефицит бюджета увеличивается, и, следовательно, стоимость национальной валюты уменьшается. Например, доля доходов бюджета от продажи нефти в США составляет порядка 2–3%, тогда как в нашей стране эта доля составляет 60%.