В ноябре прошлого года правительство заключило с крупными нефтяными компаниями России соглашение о том, что те не будут повышать цены на моторное топливо - по крайней мере, выше инфляции. В марте этого года договоренности были продлены до 1 июля, а в конце июня вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что дальше «морозить» цены в правительстве не будут. Значит ли это, что уже завтра цены на бензин взлетят «до небес»?
Напомним, в соглашении с правительством принимали участие 10 крупнейших нефтяных компаний: «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», «Лукойл», «ТАИФ-НК» и «Татнефть». Они пообещали государству не снижать поставки топлива на внутренний рынок, чтобы его цена не росла. Или росла, но незначительно.
Неужели испугались? Да, наверное. В правительстве, напомним, пригрозили повысить экспортные пошлины — так, чтобы поставки топлива за границу стали бы невыгодными.
А почему вообще цены на бензин должны расти? Потому, что по-другому в России не бывает. А если серьезно? Только за май оптовые цены на бензин марки Аи-92 выросли на Санкт-Петербургской международной топливно-сырьевой бирже на девять тысяч рублей за тонну — с 40 до 49 тыс. рублей. А цены на заправках выросли всего на 0,3%. Все время так продолжаться не может. Или может?
Позже выяснилось, что скачок оптовых цен был чисто техническим — нефтепереработчики остановили часть мощностей на плановое техобслуживание. Сокращение производства отразилось на биржевых котировках, а усугубил положение сезонный рост спроса в конце весны — начале лета. В правительстве снова заявили о том, что для опасений причин нет. Между тем, цены на АЗС в моем родном Петербурге выросли во второй половине июня на 50-70 копеек за литр. И это в период действия соглашения. Что же будет после того, как оно закончится?
Что-то похожее было весной 2018 года. Правда, в прошлом году биржевые цены на Аи-92 выросли до 55 тыс. рублей. Сейчас котировки значительно ниже — из-за роста производства бензина соответствующей марки. Что это значит?
Что причин для роста стоимости бензина и дизеля с 1 июля нет. Тем более, что цены в рознице уже выросли в конце мая и июне.
А дальше?
Чиновники в правительстве рассказывают нам о демпфирующем механизме, который способен затормозить непрогнозируемый рост цен на бензин в России. Он предусматривает компенсацию нефтяникам недополученной от экспорта прибыли при поставках топлива на внутренний рынок. Официально механизм действует с начала года, однако, как уверяют эксперты, до сих пор у производителей не было возможности им воспользоваться. Теперь, возможно, будет.
Вывод
Нефтяники поймут, наконец, что им будет выгодно поставлять топливо на внутренний рынок. Они будут делать это в достаточном объеме, а поведение цен на заправках не изменится после их разморозки.
Выглядит оптимистично. Но что-то уж слишком… Если все окажется не так, просим не кидать в нас тапки. В России легче встретиться с инопланетянином, чем предсказать поведение рынка. Тем более, нефтяного.