Найти тему
Метагазета

«Примерно через год я теряю интерес к проектам»

Инвестировав 150 тысяч рублей в новый для России бизнес, 23-летний петербуржец Евгений Мутовкин продал компанию через 10 месяцев за 1,6 млн рублей. Теперь юный предприниматель, выпускник ИТМО, взялся за торговлю натуральной лечебной косметикой.

Евгений, откуда вы взяли идею отбеливания зубов без перекиси водорода, и почему решились этим заняться, не имея медицинского образования?

— Интернет-издание о стартапах TechCrunch опубликовало статью с описанием этой идеи и используемого геля. Гель — это французская разработка и в тот момент не известная широко в России. Я изучил информацию об этом геле и нашел дистрибьютора. Продукция имела сертификацию, и ее применение не требовало медицинской лицензии. Поэтому я в быстром темпе придумал бренд Fast smile и начал действовать.

Где открыли первую студию? Были ли трудности с помещением?

— Я живу на Васильевском острове, и потому решил студию открывать недалеко от дома, и к тому же локация позволяла привлекать клиентов со всего города. Нашел подходящий центр красоты на 17 линии В.О., арендовал в нем 12 м2 и начал предлагать услугу посетителям центра, вложив в проект 150 тысяч рублей. Трудностей с помещением не было, были скорее, трудности с тем, что первые клиенты недоверчиво относились к услуге, так как услуга была в новинку. Дело в том, что для того, чтобы провести отбеливание правильно, сначала нужно было пройти процедуру профессиональной чистки зубов, а потом уже вернуть зубам их природную белизну. Но профессиональную чистку мы тогда провести не могли, так как у нас не было медицинской лицензии и необходимого оборудования. И когда мы направляли клиентов на чистку в клиники, то некоторые из них потом не возвращались к нам по причине того, что стоматологи убеждали их пройти такую процедуру у них, объясняя это тем, что наша процедура не безопасна для эмали зубов и полости рта, что, разумеется, было не так!

И как вы вышли из положения?

— В последующих открытых студиях мы уже сами оказывали услуги чистки, получили медицинскую лицензию. Персонал я нанимал только с медицинским профильным образованием, настоящих стоматологов или косметологов. Услугу оказывали комплексно, и чистку и отбеливание. Размещал объявления в медицинских учреждениях, в социальных сетях и так быстро нашел по два сотрудника на студию.

Где открыли следующие точки и сколько потратили на открытие?

— Следующие точки открыл при фитнес-клубах на пр. Большевиков и Сенной площади. Арендовал там по 9 м2 и 12 м2. Основные издержки были направлены на оплату аренды помещения, покупки оборудования, геля и сопутствующих товаров. На открытие одной студии без учета медицинской лицензии и стоматологического оборудования приходилось порядка 200 тыс. руб. Клиенты фитнес-клубов уже являлись нашей целевой аудиторией, что позволило нам в первые месяцы привлечь поток бесплатных клиентов и сократить бюджет на внешний маркетинг. Окупаемость одной студии составила от 1,5 до 2 месяцев, и все остальные месяцы я работал в плюс.

Приходилось ли что-то делать самому? Где вы взяли первоначальный капитал?

—Разумеется, я не выполнял работу линейного сотрудника и не проводил процедуры отбеливания. Я занимался управленческой деятельностью. Первоначальный капитал на запуск первой студии я заработал благодаря своим предыдущим проектам. В студенческие годы участвовал в создании сети кальянных и спа-салона.

Как вы подошли к формированию среднего чека и вообще к ценовой политике?

— Средний чек был чуть более 3 тысяч рублей. В хорошие дни на процедуру приходили 5-6 клиентов. Это приносило оборот одной студии до 200-250 тысяч рублей в месяц, и я стал задумываться о масштабировании, поиске новых локаций. Кроме того, мы продавали сопутствующие товары после проведения процедуры, которые позволяли продлить и сохранить эффект. Клиенты их охотно покупали, что увеличивало средний чек. 60-65% дохода приносила сама процедура и 35-40% — продажа сопутствующих товаров. Самая успешная студия работала при фитнес-центре «Олимп», теперь уже A-Fitness, на пр. Большевиков.

 Как вы встретились с инвестором, который в результате и купил три ваших студии?

— Как-то позвонил наш поставщик геля и предложил встретиться. Я подумал, что речь пойдет о продаже крупной партии товара. Сначала он предложил мне инвестировать средства в мой бизнес под 30% годовых, но я отказался. Тогда он предложил мне продать бизнес вместе с брендом и технологией за $25 тысяч, это примерно 1,6 млн рублей на тот день. Это была моя маленькая мечта, как начинающего предпринимателя – запустить проект, инвестировав в него совсем немного, и через некоторое время на пике роста продать по выгодной цене.

Вам не жаль было расставаться с вашим бизнесом? И зачем ваш поставщик решил купить этот бизнес, как думаете?

— У меня были планы открыть до 10 студий в Петербурге, но я посчитал выгодным на тот момент продать весь бизнес. Сейчас в Москве работают три студии под брендом Fast smile. Можно было бы предположить, что он покупал для того, чтобы продавать франшизу, но это видимо не так. Будущее покажет.

Кто работал вместе с вами в вашем бизнесе?

— Бухгалтер был на аутсорсинге, управлением и маркетингом занимался я. По договору с ИП работали только специалисты по отбеливанию, по два в каждой студии.

Какое образование вы успели получить и что произошло с сетью кальянных и спа-салоном?

— Я начал заниматься предпринимательской деятельностью, будучи студентом университета ИТМО, факультета точного менеджмента и инноваций на специальности «Управление малым бизнесом». Дополнительно получил профессиональное образование в сфере управления туристическим и ресторанным бизнесом. В 13-14 году очень увлекся идеей «Кофе с собой», как мы видим, эта идея очень развилась на улицах Петербурга. Пробовал получить средства на развитие от фонда частных инвестиций «Агат», но попытка не увенчалась успехом.

И что скажете о новом вашем занятии?

— Принимая участие в нетворкинге, познакомился с производителем натуральной лечебной косметики по уходу за лицом, телом и волосами на основе коллоидного серебра. Поскольку уже попробовал свои силы в бьюти-индустрии и, принимая во внимание ежегодный рост рынка на 6-8%, то мне это показалось интересным. Продаем в Петербурге оптом и в розницу. Для продаж используем федеральные аптечные сети, интернет-магазин. Есть офис и склад.

Тоже продадите его, если представится возможность?

— Примерно через год я теряю интерес к проектам, которые становятся рутинными. И начинаю искать новые пути развития. Так что время покажет.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram