Чтобы открыть свое дела надо, во-первых, очень сильно захотеть. Но этого мало. Нужен продуманный и реалистичный бизнес-план. Как его правильно составить? Что в нем необходимо отразить? И точно ли он нужен?
Какая от плана польза?
План помогает открыть свое дело. Без него ваш путь нечеткий.
Во-первых, работая над ним, вы продумываете все детали своей идеи. Понимаете свои возможности.
Во-вторых, без бизнес-плана невозможно взять кредит или найти спонсора. А очень часто предприятие или фирма запускается не на свои деньги. В такой ситуации вы будете искать спонсора или брать кредит в банке. Оценивать ваше предприятие будут по плану. Плохой план — гарантия отказа.
План нужен не только новичкам. Он полезен и потом. Некоторым он помогает реализовывать задуманное. Другим — расти. Третьим — удерживать уже взятый уровень. Он помогает оценить рентабельность и окупаемость бизнеса.
Начнем с определения. Бизнес-план — это программа для работы. В нем содержится описание товара, производства, распространения, а также описан маркетинг, рассчитана рентабельность и финансовая окупаемость.
Этот документ можно составлять по-разному. Кто-то пишет все подробно, кто-то намечает лишь главные шаги, кто-то делает схему, но детально останавливается на важном. Если вы делаете план для себя, то любой удобный способ правильный. Другое дело план для привлечения инвестиций. Здесь все должно быть понятно и рассчитано.
Помните, бизнес-план — это не роман. Информацию следует подавать четко и по делу. Идеальный объем этого документа — 20 страниц.
Краткость, безусловно, сестра таланта, но не стоит сокращать план до такой степени, чтоб он выглядел лишь наброском. Он не должен быть отпиской. Минимальный объем этого документа — 10 страниц.
Есть еще одна рекомендация. План надо писать понятно для всех. Избегайте профессиональных терминов. Его будут читать инвесторы, которые могут не знать вашу терминологию.
Что должно быть в бизнес-плане?
Бизнес-план пишется по определенной структуре. В нем есть обязательные разделы.
1. Начнем с резюме — краткого описания всех разделов плана.
Объем этой части не должен превышать одной печатной страницы.
Располагать эту часть можно в начале или конце всего документа. Это дело вашего вкуса. А вот писать лучше в самом конце работы. Когда все уже описано, проще написать лаконичное резюме и ничего не забыть.
Цель резюме — знакомство с вашим бизнесом. Следует кратко изложить весь план. Опишите все, в бизнесе нет неважных составляющих.
Часто инвесторы читаю только резюме. Зацепите их! Расскажите о проделанной работе, о первых покупателях.
2. Раздел возможностей.
Это сердце вашего бизнес-плана. Рассказывайте о самом важном: о своем продукте или услуге, о своих преимуществах. В этом разделе необходим анализ рынка и конкурентов. Стоит также описать план на будущее. Например, план на расширение линейки вашего продукта.
Логика раздела проста. Надо подробно рассмотреть свою идею. Начинаете с проблемы, рассматриваете со всех аспектов, доказываете актуальность, а потом даете анализ конкурентов и своих перспектив.
Важно! Вы должны знать свою целевую аудиторию. Ошибочно утверждать, что «это все покупают». Портрет покупателя должен быть проработан детально и максимально узко. Такой подход дает больше шансов на успех.
3. Раздел реализации.
Это описание запуска бизнеса или его работы. Это объемный раздел, где следует рассказать о:
- маркетинговом плане;
- производственном плане;
- плане продаж;
- месте на рынке;
- конкурентах;
- позиционировании;
- сотрудничестве;
- продвижении;
- ценообразовании;
- издержках.
Но и это не все! Если говорить про реализацию, то надо не забыть о планах относительно сотрудничества, операционной деятельности, рекламы и т.д. вплоть до возможной выручки и сроков ее получения.
4. Раздел про команду и компанию.
Это раздел по структуре вашей компании и по членам команды. Здесь требуется описать управленческий персонал, его задачи, методы вознаграждения и поощрения.
Опишите свою команду. Ответьте на вопрос, какие специалисты вам нужны в работе, и кто из этого списка у вас уже есть.
Не забудьте про миссию, интеллектуальную собственность, правовую форму бизнеса, его местоположение и структуру собственности. Если вы не стартап, то расскажите историю своей компании.
Важно! Инвесторы всегда оценивают команду. Они скорее вложат деньги в первоклассную команду и среднюю идею, чем наоборот.
5. Собственно сам финансовый план,
где есть прогноз по продажам, по возможной прибыли, по возможным убыткам, по оплатам труда, анализ движения наличных средств и годовая балансовая ведомость, прогнозы на год, можно также и на 3-5 лет. Необходимо привести таблицы с финансовыми расчетами.
В конце расскажите о стратегии выхода на рынок. Обычно это либо продажа компании, либо первичное публичное размещение акций.
6. Приложение,
в котором указываете всю требуемую дополнительную информацию. Например, прикладываете изображение своего продукта.
Открыть счет в Совкомбанке
Оформление бизнес-плана
План должен содержать полную информацию о вашем деле. Это документ, и есть требования к его оформлению.
Точно должен быть титульный лист. Здесь нет ничего удивительного, так как титульный лист имеют все работы. С первого листа будет складываться впечатление о вас и вашем деле. Стоит сделать его приятным.
На титульном листе надо указать:
- наименование (ИП или ООО);
- контактные данные;
- примечание о конфиденциальности;
- наименование самого проекта;
- ФИО руководителя, если он есть, и его контакты;
- кто делал план;
- сроки реализации проекта.
Затем идет сам план. Все разделы его уже были рассмотрены. Не стоит забывать про раздел «Содержание». Лучше его разместить сразу после титульного листа, но можно и в самом конце документа.
За образцами можно заглянуть в Интернет. Но там образцы, а не готовые планы! Нельзя переписать что-то общее и думать, что вы проработали собственную идею. Образец — это шпаргалка. Но весь план должен быть свой, особенно расчеты.
Важно! Бизнес-план необходимо корректировать в процессе работы. Этот документ должен меняться вместе с вашим бизнесом. Для работы удобно использовать современные профессиональные программы. На рынке таких программ много, самая оптимальная — Microsoft Excel.
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.