Мир все ближе к новому масштабному военному конфликту. На этот раз в качестве жертвы выбран Иран. Очень сложно интерпретировать взрывы танкеров в Оманском заливе кроме как провокацию для дальнейшей эскалации противостояния. И если руководствоваться принципом «кому выгодно», то больше всех от войны в регионе выиграет нефтегазовая отрасль в США.
За последние десять лет экономика Соединенных Штатов из крупнейшего импортера углеводородов превратилась в крупнейшего экспортера. Произошло это за счет сланцевого бума, который в свою очередь был обеспечен практически неограниченным кредитом со стороны банков и инвестиционных компаний.
К концу 2018 года инвесторы всерьез озаботились возвратом вложенных в сланцевую нефте- и газодобычу средств. Однако большинство компаний отрасли так и не вышло на уровень операционной прибыли, финансируя убытки за счет наращивания долгов. Череда банкротств в 2019 году на фоне снижающихся мировых цен на нефть послужила сигналом для инвесторов ограничить кредитование отрасли.
Очередной лопнувший пузырь не станет для американской экономики чем-то новым – она переживала и более серьезные потрясения, избавляясь от «плохих долгов» в периоды кризиса. Но в этот раз могут быть затронуты и стратегические интересы США. Американские политики уже привыкли использовать свой нефтяной и газовый экспорт в качестве эффективного внешнеполитического оружия. Например, Министерство энергетики США открыто говорит о том, что покупатели американского газа получают «молекулы американской свободы». Эта «свобода» активно навязывается странам Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Европы как часть вассальной обязанности сателлитов мировой супердержавы.
Мириться с потерей такого удобного инструмента продвижения своих национальных интересов американский истеблишмент не будет. А вооружённый конфликт с Ираном может надолго дестабилизировать мировые рынки энергоносителей и дать американской нефтегазовой отрасли шанс избавиться от долгов за счет высоких цен на свою продукцию.
Иран, занимая стратегическое положение в регионе, может не только перекрыть основные каналы поставки энергоносителей, но и приостановить, а где-то и полностью прекратить их добычу. Под угрозой окажутся месторождения в Ираке, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, Катаре, и даже Азербайджане и Туркменистане.
Дополнительным бонусом станут проблемы в экономике Китая, которая сильно зависит от импорта нейти и газа и не сможет оперативно найти альтернативные источники. Возможно, Китаю даже придется начать закупки «молекул свободы» в США, тем самым признав поражение в торговой войне.
Так что долго искать ответ на вопрос «кому выгодно» обострение конфликта между США и Ираном не придется. А России и всему мировому сообществу остается только наблюдать за разыгрываемой трагедией – повлиять на ситуацию инструментов практически нет.