В настоящее время государственный долг по методологии Минфина составляет порядка 35% ВВП. Внешний госдолг порядка $16,7 млрд , внутренний - 8,5 млрд руб ( но более , чем на 80% номинирован в иностранной валюте) . По плану правительства к 2025 году величина госдолга должна уменьшиться до 25% ВВП.
Согласно обновленному прогнозу Минфина перспективная погодовая структура платежей по обслуживанию и погашению госдолга выглядит следующим образом.
*В 2019 немного не сходиться с цифрами, озвученными в начале года . Из официальных данных бюджета на 2019 известно , что общие платежи по госдолгу в текущем году составят 8,7 млрд руб. Возможно, свежие суммы - это уже в учетом произведенных погашений в 2019 году.
Будущее белорусского госдолга
Независимые эксперты ожидают, что структура государственного долга в ближайшие годы может измениться, так как есть вероятность, что из-за сложных отношений с Россией Беларусь будет более активно использовать открывающиеся источники заимствований в Китае.
«Ранее Россия постоянно помогала Беларуси кредитами, и вопрос о поисках альтернативных источников финансирования в нашей стране не считался особо актуальным. Сейчас ситуация другая. Беларусь ведет сложные переговоры с Россией по ряду вопросов, и в сложившихся условиях государство, скорее всего, будет искать альтернативные источники внешнего финансирования», — прогнозирует научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Как известно, Минфин Беларуси сейчас ведет переговоры о привлечении суверенного займа у Китая на 600 млн долларов, хотя раньше эти деньги, необходимые для рефинансирования платежей по госдолгу, официальный Минск рассчитывал привлечь в Москве.
«Многие российские кредиты имеют серьезную политическую составляющую и могут использоваться как инструмент давления на Беларусь. Поэтому с этой точки зрения попытки Минска замещать российские займы китайскими вполне логичны», — считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Что касается официальных планов по снижению госдолга, то эксперты сомневаются в их реалистичности.
«Сейчас Беларусь ежегодно платит по госдолгу более 3 млрд долларов, для нашей страны это большие деньги, поэтому снижение долговой нагрузки — желательная задача», — считает Ирина Точицкая.
Однако, продолжает она, вызовы, с которыми столкнется белорусская экономика в ближайшие годы, могут не позволить решить задачу по снижению госдолга.
В частности, эксперты напоминают, что из-за реализации налогового маневра в нефтяной отрасли России потери Беларуси в 2019-2024 годах могут составить более 10 млрд долларов. Соответственно, чтобы компенсировать такие потери, могут потребоваться новые заимствований.
Эксперты сомневаются в перспективах снижения белорусского госдолга еще и по той причине, что предпосылок для ускорения белорусской экономики не видно.
«Чтобы государственный долг снижался, экономика должна генерировать необходимый для этого денежный поток. В ближайшие шесть лет, чтобы госдолг снижался, среднегодовые темпы экономического роста должны быть в районе 4-5%, однако, исходя из сегодняшней ситуации, предпосылок для таких темпов роста экономики не видно», — полагает Дмитрий Крук.
К слову, Всемирный банк, который на этой неделе обновил экономический прогноз по Беларуси, ожидает, что в ближайшие годы темпы экономического роста в нашей стране будут составлять менее 2% в год. А если Россия не компенсирует Беларуси негативные последствия, связанные с пресловутым налоговым маневром, то этого роста вообще может не быть.
Так что официальным планам по снижению госдолга вряд ли суждено сбыться.
Судя по поведению Минфина, он и не собирается снижать (погашать) госдолг в абсолютных цифрах в ближайшей перспективе. Министерство занимается лишь поиском новых источников и инструментов для более комфортного и диверсифицированного процесса рефинансирования существующих долговых обязательств. Говоря о планах снижения относительного показателя госдолга к ВВП до 25% через пять лет , чиновники планируют нарастить сам ВВП , что приведет к необходимому плановому показателю. Но ВВП пока отказывается расти.