Одна из главных пугалок МВФ - раскручивание инфляции из-за быстрого роста зарплат и больших госрасходов. Эту мантру нам повторяют с начала нашего славного пути к капиталистической мечте. Но вот незадача: многие экономисты и центробанки развитых стран уже годами задаются вопросом: где инфляция?
АМЕРИКАНСКИЙ НЭП
В США длительное время рост зарплат отстает от роста производительности труда. То есть именно ограничение доходов работников лежит в основе низкой инфляции. Или вот: госдолг США с 1980 по 2018 год вырос с 909 млрд долларов (32,5% от ВВП) до 21,974 трлн. А инфляция в последние 20 лет - не больше 3,5% в год! Американская экономика ухитряется и обеспечивать небольшой рост инфляции, и наращивать госдолг и госрасходы. Чудо? По логике наших некоторых экономистов, это невозможно!
Но история показывает обратное. С 1991 по 1999 год в США отмечен рост ВВП: правительство Клинтона проводило новую экономическую политику. Развивало систему государственного соцстрахования. Хорошо финансировались научные исследования. Следствие: в IT и биотехнологии у США глобальное лидерство. Было создано больше 20 млн рабочих мест, ликвидирован дефицит госбюджета. Госрасходы выросли на 5 трлн долларов, у 66% населения США было свое жилье, треть населения получала пособие по программе госстрахования. И результат таких усилий: рост производства, рост зарплат (в среднем на 47%), сокращение безработицы.
То есть государство видело приоритетным развитие своей, а не чужой экономики. Американцы живут в долг у всего мира, но займы вкладывают в будущее, которое и позволяет им расплачиваться по счетам и сохранять лидерство своей валюты.
РОССИЙСКАЯ КУБЫШКА
А у нас? С 1991 года золотовалютные резервы выросли с 4,532 млрд долларов до 491,088 млрд. Вдумайтесь: в 108 раз! При этом, по данным Всемирного банка, ВВП России в 1991 году был 509 млрд долларов, а в 2017 - 1,133 трлн долларов, в 2,22 раза больше. Если бы мы вкладывали из резервов в свою экономику 4 - 5 млрд долларов, да под те же самые 2 - 3% годовых, то совокупный рост ВВП был бы еще 500 млрд долларов. Но не вкладываем - копим. В итоге именно такая стратегия и привела к текущей ситуации: низкие темпы роста ВВП, падение реальных доходов. Самое интересное, что копилка не предотвратила и резкого падения курса рубля (на что рассчитывали теоретики). То есть золото и валюта в кубышке способствуют стагнации.
На 2019 год Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП России до 1,2% - из-за снижения объема нефтедобычи. Это еще раз показывает чрезмерную зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры. Темпы же роста мировой экономики, по данным ВБ, в этом году будут в пределах 2,6%. Не бог весть что.
А на наш рынок давит потребительский спрос низких доходов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих машин в России продолжают падать: “… слабый спрос, обусловленный макроэкономическими факторами, такими как растущие расходы домохозяйств после повышения НДС…” И здесь не обойти проблему ошибок, которые копятся из-за переоценки положительного влияния профицитного бюджета на экономику. Нас убеждали: повышение НДС - благо. Мол, 600 млрд руб. дополнительных доходов - и заживем! На деле же - с точностью до наоборот. Еще в прошлом году эксперты прогнозировали при росте НДС замедление роста экономики в 2019 году на 0,2 - 0,35%, инвестиций - на 0,4 - 0,7%, импорта - на 0,35 - 0,45% и рост инфляции на 0,9 - 1,5%. Что и происходит. А мониторинг РАНХиГС показал, что ФНС не удалось получить дополнительные доходы от НДС, которые ожидал Минфин.
А чего ждали? Что если нам в карман залезть, то мы каким-то чудом еще денег достанем? Не дождались. Люди еще больше стали экономить. Это подтвердила компания “Ромир”: “вопреки традиционному росту” в мае россияне потратили на 1,2% меньше, чем в апреле. А за год их траты выросли на 4,4% - “что можно было бы считать приличным ростом, если бы не еще более высокая накопленная инфляция в 5,1%”.
В регионах страны расходы в мае вели себя по-разному - где-то сокращались, где-то, наоборот, росли. В ЦФО повседневные траты сократились на 6,4%, на северо-западе - на 3,9%, а на юге - на 1,9%. В остальных округах расходы несколько выросли. Но во многих регионах на стоимости товаров, продуктов и услуг сказывается удаленность и дороговизна доставки.
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
Но самое странное во всех этих цифрах - данные о настроениях граждан. Вот ВЦИОМ пошел в народ. И обнаружил, что у граждан… все хорошо! “Индекс оценок экономического положения страны вырос до 39 п., для сравнения, в январе с.г. он был равен 32 п. …13% россиян оценивают ситуацию выше среднего, 28% - ниже, 54% - средне”. (То есть большинство не видит проблем!) “Оценки материального положения семьи немного прибавили: с 48 п. в апреле до 50 п. в мае. По данному вопросу… средние оценки (61%), но все-таки отрицательные ответы (25%) преобладают над положительными”. (Ну не видят граждане падения доходов, не экономят на расходах!) “О том, что жизнь их в целом устраивает, говорят 49%, об обратном - 28%”. (Вот вам, эксперты, экономисты и статистики, получите: народ знает лучше!)
Может, схлопнуть Росстат и заменить его ВЦИОМом? Как думаете? А пока думаете, приведем результаты другого исследования. В следующей публикации.
Александр Сафонов, доктор экономических наук