В последнее время заголовки Дзена и СМИ пестрят сообщениями о «новых критериях обнала», по которым вычисляют компании, причастные к обналичиванию. Среди критериев называют даже список кодов ОКВЭД, которые для фирм стали чем-то вроде «чёрной метки». Мол если у юр.лица код XZXZ.XZ, то к нему в 2019 году обязательно нагрянет проверка и будет изучать все транзакции под микроскопом. Так ли это на самом деле? Каким образом государство выявляет участников операций по обналичке? Почему вообще новости об экономических преступлениях стали часто мелькать в СМИ? Об этом я спросил знакомого подполковника. Далее фрагмент диалога с ним.
(ПП) - В последнее время власть даёт совершенно чёткий сигнал малому, среднему и даже крупному бизнесу. Посыл довольно простой – воровать больше нельзя. Да, есть некий круг избранных особо приближенных бизнесменов, но он небольшой. Для всех остальных правила изменились. Если раньше дельцы могли проворачивать свои схемы и в крайнем случае просто откупались, то теперь спрос будет и с них, и с силовиков тоже. Именно поэтому периодически идут посадки фигур разного масштаба. Именно поэтому ФСБ и Налоговая приходят с обысками в крупные и известные компании.
(Я) – А правда есть какие-то критерии обнала? Или как выбираются компании для проверки?
(ПП) – По большому счёту, там (в силовых структурах, отвечающих за экономические вопросы – уточнение автора) работают далеко не глупые люди. Все понимают, что где крутится много кэша там может быть и уход от налогов, и участие в обнале, и что угодно... Поэтому недавно приходили силовики в Садовод, Фуд Сити, Плеер, Утконос, Озон. К компаниям с большим оборотом наличного кэша будь то крупный оптовик, торгующий овощами или популярный интернет-магазин, или сетевой фаст-фуд теперь будут присматриваться более тщательно.
Недавно, например, раскрыли случай, компания HZ занималась оптовыми продажами бытовой химии. Основная деятельность приносила компании убытки в районе 3-4% несколько лет подряд. Но компания не закрывалась. Почему? Всё просто – собственник компании сдавал наличку банку, за что получал 12% сверху. И обороты сохранял, и зарабатывал.
(Я) - Т.е. только большой оборот клиентских наличных денег стал токсичным для предпринимателей?
(ПП) – Не только. Настороженность банков и проверяющих могут вызвать также необоснованные или странные поступления безналичных средств на счета компаний. И, конечно, не стоит забывать о конкурентах и обиженных сотрудниках, которые могут навести проверяющих на конкретную компанию. Таких случаев с каждым годом становится всё больше…
Спасибо, что дочитали. А что вы думаете о словах подполковника?