В первой части истории детской коляски мы рассказывали о том, как выглядела первая коляска и где она появилась, как ее модернизировали и улучшали. Сегодня будем разглядывать парк детских колясок последнего русского царя, а затем пришедшего к власти пролетариата, и наконец, поглядим на коляски, в которых выросли мы. Вдруг свою узнаете.
***
Производство детских колясок в России налажено не было, так что император Николай II выписывал своим детям транспорт из-за границы. Вот на этом фото в коляске выгуливают старшего ребенка императора и Александры Федоровны - великую княжну Ольгу. Она родилась в 1895 году. Выгуливает не мама, а няня М.И. Вишнякова.
Цесаревич Алексей катался на повозке, запряженной нарядным осликом Ваней.
Когда дети немножко подросли, папа выписал им из Европы коляску с рулем. Почти машину. На фото - великие княжны Ольга и Мария вместе с цесаревичем Алексеем катают в коляске-машине своего двоюродного брата.
Была у царской семьи и такая коляска - в виде лебедя. Коляска до сих пор жива, хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.
Дети крестьян, само собой, в колясках не катались. Максимум - в хозяйственных санках, в которых перевозились семейные пожитки.
Когда к власти пришел пролетариат, он и детские коляски отобрал у графьев и дворян. Один американский фотограф Бренсон ДеКу (Branson DeCou) из любопытства посетил молодой Советский Союз и привез к себе на родину большую коллекцию снимков простых людей, катающих ребятишек в необычных колясках. Эти фото были сделаны в Царском Селе и Петергофе. Сейчас они хранятся в Калифорнийском университете.
Если вам вдруг любопытно, как жили европейские бедняки, то вот, например, голландские катали своих детей в колясках-бочках. На маленьких деревянных колесиках.
Любовь к низкой посадке детских колясок сохранялась в Голландии и в начале 20-го века…
… и в середине.
Но вернемся в Советский Союз... Массовое производство колясок в нашей стране было налажено в 1949 году, после войны, когда из Германии были вывезены образцы для изготовления своих моделей. Пальму первенства в производстве детских колясок держал «ДМЗ-Камов», по всей стране было открыто более 50 цехов. Вот такой получилась одна из первых моделей детской коляски. Маленькие, неудобные ни для мамы, ни для малыша, они больше походили на газонокосилки. Любовью народной они не пользовались.
Насмотревшись на эксперименты «Камова», рынок решил занять Воткинский машиностроительный завод. Их коляски были удобные, с большим дорожным просветом, с амортизаторами, и быстро полюбились простому рабочему классу.
Кажется, мы все выросли именно в них...
Историю колясок восстанавливала Кира Морозова