Маржа или рентабельность - отношение показателей прибыли к выручке. В последнее время вопрос «Какая у тебя маржа?» стал нарицательным. Что такое маржа и так ли она важна, разберёмся в этом посте.
Маржа бывает валовая, контрибуционная, операционная, чистая и по EBITDA. Она показывает % выручки, который остаётся после вычета определенных групп расходов. Например, валовая маржа показывает сколько процентов выручки остаётся после вычета себестоимости. В себестоимость входят прямые расходы на производство продукта, в торговле - это стоимость закупки и доставки до вашего склада. Валовая маржа показывает сколько остаётся прибыли для покрытия коммерческих и управленческих расходов, процентов и налога на прибыль.
Предприниматели используют показатели маржи для быстрой оценки влияния изменения цен продажи / закупки на прибыльность бизнеса. Например, вы знаете, что чистая рентабельность вашего бизнеса 10%. Клиент предлагает вам цену на 10% ниже вашей средней. Зная маржу вы быстро поймете, что рентабельность такого контракта будет в два раза ниже, чем в среднем.
Маржа - показатель относительный, поэтому её используют для сравнения результатов периодов.
Пример:
(+) В мае выручка была 100, чистая прибыль - 30.
(+) В июне - 200 и 40 соотвественно.
(+) На первый взгляд все хорошо. Но если сравнить чистую рентабельность, мы видим, что она снизилась с 30% до 20%. Это повод задуматься.
ВАЖНО: ответ на вопрос о марже ничего не говорит об эффективности бизнеса для предпринимателя.
Рентабельность капитала - вот ключевой показатель.
Пример:
(+) Компания А: годовая выручка - 100, чистая рентабельность - 20%, в бизнес инвестировано капитала - 100.
(+) Компания Б: выручка - 200, чистая рентабельность 50%, в бизнес инвестировано капитала - 1 000.
Какая компания эффективнее?
Ответ: Компания А - в неё инвестировано 100 и приносит она 20% годовых. Компания Б генерирует для предпринимателя 10%, хотя чистая рентабельность у неё выше.
В какую компанию вы вложите деньги? Ответ очевиден - в Компанию А.
В следующий раз, когда услышите вопрос про маржу, уточните, что конкретно имеет в виду ваш собеседник.
Ставьте 👍, если данный пост был полезным, 👎 - бесполезным.
Автор текста: Дмитрий Колесников, основатель сервиса "Бизан" - управленческий учёт и бизнес-аналитика по подписке.