Ошибки в финансах, которые ставят бизнес под угрозу
Вот открыл предприниматель бизнес. Разработал востребованный продукт, провел маркетинговые исследования, нашел свою целевую аудиторию. Прошел курсы по упаковке и сделал классный сайт, нанял классных продавцов.
А меньше, чем через три года компания закрылась. Вот и сказочке конец.
И это не художественный вымысел, а статистика: 97 % компаний малого бизнеса закрываются в течение трех лет. Скорее всего, процент был бы гораздо меньше, если бы помимо продаж, инноваций, маркетинга и упаковки предприниматели больше внимания уделяли финансам.
Думают, что рост продаж приведет к росту чистой прибыли
Чтобы больше зарабатывать, нужно больше продавать. На первый взгляд, это логично. По этой логике предприниматели гонятся за увеличением выручки. Часто это срабатывает, но часто и негативно отражается на компании – работы становится больше, а прибыль падает.
Увеличение продаж требует дополнительных расходов на найм и зарплаты новых сотрудников, расширение торговых площадей, увеличение рекламного бюджета и так далее. Параллельно с этим снижается средний чек, потому что для выхода на новых покупателей нужно снижать цену. В результате, темп роста выручки ниже, чем темп роста расходов.
Возьмем для примера строительный магазин. Пару лет собственник работал нормально, вышел на чистую прибыль 450 000 руб. в месяц. Казалось бы, жизнь удалась! Но стало скучно.
Собственник решил масштабировать бизнес, чтобы зарабатывать больше. Нашел деньги: часть взял из резервов компании, часть в банке. И открыл еще пять магазинов по всему городу.
Ни один из новых магазинов не выстрелил так же, как первый – в каких-то районах города спрос был ниже, в каких-то – конкуренция серьезнее. Но в целом масштабирование прошло нормально: сеть вышла на выручку 10 000 000 руб. в месяц.
Но расходы выросли еще быстрее. А еще снизился средний чек. В итоге, сеть зарабатывает на 100 000 руб. меньше, чем отдельный магазин. Работы при этом в шесть раз больше.
Выводят из бизнеса слишком много денег
Выводить из бизнеса на себя можно не больше, чем бизнес заработал – это все понимают. Но мало кто правильно считает чистую прибыль. Обычно предприниматели рассуждают так: что есть на счетах, то можно забирать. А потом деньги резко заканчиваются, компания попадает в кассовый разрыв, приходится срочно искать деньги.
Деньги на счетах – это далеко не всегда прибыль компании. Даже не так. Деньги на счетах – это практически никогда не прибыль компании. Прибыль – это вообще не про деньги, а про обязательства.
Запомните: деньги становятся прибылью только тогда, когда бизнес выполнил по ним обязательства.
Возьмем для примера веб-студию. Она заключила с заказчиком договор на создание сайта и получила предоплату. Предоплата – это еще не выручка, это просто деньги заказчика, который тот любезно предоставил веб-студии в пользование. Выручкой эти деньги становятся, только когда студия сдала сайт. Тогда этими деньгами можно с чистой совестью пользоваться.
Но собственник веб-студии этого не знал. Он обрадовался крупному заказу и закатил для своих сотрудников веселый корпоратив. Были квесты, смузи и музыка. А через пару дней позвонил заказчик: сказал, что в его компании жесткий кассовый разрыв, а раз студия еще не начала работу, деньги нужно вернуть.
Запомните главное: считать прибыль нужно по выполненным обязательствам, а не по деньгам на счетах.
Зарывают прибыль в дебиторку и запасы
Бизнес может быть прибыльным на бумаге, а в реальности сидеть без денег. Так получается из-за того, что прибыль – это не обязательно деньги. У нее бывают и другие агрегатные состояния: дебиторская задолженность, запасы на складе. Прямо как у воды, которая может быть в виде жидкости, льда и пара. Суть одна и та же, но свойства разные.
Дебиторская задолженность – это долги клиентов перед вами. Например, у вас типография и вы даете клиентам отсрочки платежа: выполняете заказ, а они оплачивают его через 15 дней. Когда вы сдали заказ, то фиксируете выручку – ведь свое обязательство вы выполнили. Но деньги за этот заказ вы еще не получили – они в дебиторке. Выручка есть, а денег нет.
«Бизнес на глазок, или Как я профакапила дело своей мечты»
С запасами аналогичная история. Их закупка – это не расход компании, а просто перевод актива из агрегатного состояния «Деньги» в агрегатное состояние «Запасы». Проблемы возникают, когда запасов становится слишком много, а зарплаты сотрудникам платить нечем.
Так было у одной компании по производству косметики: прибыль росла месяц за месяцем, а собственник слишком много денег вкладывал в пополнение склада, и потому постоянно попадал в кассовые разрывы. Хотя по отчетам компания богатела.
Не планируют траты и поступления
Типичная история: предприниматель увидел, что на счету стало много денег, и решил сделать благое дело – инвестировать их в развитие компании. Заказал новый сайт, который точно повысит конверсию. Начало хорошее. Продолжение – не очень.
Через неделю пришло время платить зарплаты – на это денег хватило. Потом за деньгами пришел арендодатель – ему тоже получилось заплатить. А когда бухгалтерия оповестила о том, что пора платить налог за квартал, денег на счетах уже не было. Привет, кассовый разрыв! Пришлось брать кредит, чтобы сотрудники не ушли.
Собственник не попал бы в такую ситуацию, если бы вел платежный календарь. Это документ, в котором отражаются все планируемые поступления и траты. Он помогает заранее увидеть кассовый разрыв и не допустить его.
Затягивают сроки проектов
Прибыльный проект может утащить компанию в минус, если его сроки затягиваются. Бизнесу приходится нести больше расходов на обеспечение своей работы: зарплаты, аренду и так далее. Выручка, при этом, остается прежней.
Покажем на примере. Две ремонтные бригады получили одинаковые заказы с оплатой 500 000 руб.
Ремонтная бригада «Гепард» заранее договорилась с поставщиками материалов, тщательно спланировала работу, отрядила на проект обученных мастеров – и справилась за два месяца.
Бригада «Черепаха» решила: как потопаем, так и полопаем. Мастера никуда не спешили (а зачем, зарплату же платят), поставщики сначала затянули поставку, а потом привезли не те материалы. В итоге, на ту же самую работу ушло четыре месяца.
Казалось бы, ну потратила «Черепаха» больше времени – но доход-то тот же самый! Да. А прибыль меньше в четыре раза.
Знания в области финансов сами по себе не помогают бизнесу больше зарабатывать. В конце концов, это просто цифры в табличках. Но эти цифры дают информацию о состоянии бизнеса, его сильных и слабых сторонах. Грамотный предприниматель видит в цифрах деньги, которые он может заработать, и понимает, как это сделать.
Надеемся, эта статья поможет вам избежать необдуманных финансовых решений и спасти бизнес.