Чем ближе к 300-летию города, тем чаще у городских властей возникают бредовые идеи различных преобразований. Сначала перенести ж/д пути с Перми I, потом превращение Завода им. Шпагина и микрорайон Разгуляй в культурный кластер.
Теперь власти хотят изменить транспортную сеть города. А именно ввести систему пересадок, сделать другими конечные пункты, какие-то маршруты убрать/ввести новые.
Роясь на книжной полке, нашел у себя дома справочник, посвященный улицам Перми, районам, общественному транспорту. К этому справочнику прилагается карта маршрутов пассажирского транспорта за 1980 г.
Интересно взглянуть на нее и посмотреть как изменились маршруты с 1980-х годов по наши дни.
Берем справочник и открываем главу с которой начинается информация о маршрутах. Первое что бросается в глаза: транспорт ходил аж до 2-ух часов ночи. Сейчас такое возможно только при проведении каких-либо массовых мероприятий — День Города, 9 мая и т.д. Стоимость проезда в автобусе 6 копеек, в троллейбусе 4 копейки, в трамвае 3 копейки, багаж во всех видах транспорта 10 копеек, сейчас проезд 20 рублей а багаж 10 рублей.
Сама схема большая и для хорошего изображения с последующим детальным рассмотрением требует сканирования. Большого сканера у меня дома нет, возможно она попадёт к нам в фонды «Пермского краеведческого музея» и там будет благополучно отсканирована.
А пока пришлось сфотографировать ее на обычный телефон. При открытии фото в новой вкладке изображение увеличится.
Возьму «кусочки» 2-ух микрорайонов. В первом я когда-то учился и жил переехав больше 10 лет назад, во втором живу сейчас.
Микрорайон «Парковый». Красные линии — автобусы, голубые — трамваи.
3 трамвай ходит до сих пор и я его очень хорошо помню, мы с классом или школьным лагерем часто ездили на какие-либо мероприятия. Его маршрут начинается от «Красного Октября» а заканчивался на ул. Максима Горького, затем он практически делал круг проезжая мимо Хореографического училища, возвращался к Главпочтамту и ехал обратно к «Красному Октябрю», сейчас у 3 трамвая конечная остановка в историческом районе города в «Разгуляе».
На первом фото можно узнать, какие остановочные пункты были у автобуса 10 маршрута «Автовокзал-Парковый». Ходил автобус как мы видим по «Проспекту Ворошилова», свое нынешнее название «Парковый» он получит в 1989 г., еще интересно что остановка «Желябова», она же была конечной называлась «Магазин» (я помню, что сам магазин назывался «Черемушки», «Талан», сейчас «Магнит»). Этот автобус мне очень хорошо запомнился. И я еще успел застать всем известные «Икарусы». А вот 9 маршрут что в Заостровке я не помню совсем.
«Старички» микрорайона помнят, что ранее транспорт ходил возле 59 школы, школы искусств №13 (тогда общеобразовательная школа), и 44 школы (там раньше даже была брусчатка), пересекал «Проспект Ворошилова», и выезжал на ул. Водопроводную (как раз видно на схеме выше). Если ошибся, то пусть жители меня поправят.
Выглядело это вот так
Второй «кусочек» схемы. Микрорайон «Городские горки».
Здесь интересно обилие трамваев. До Вагоноремонтного завода ходили аж 3 трамвая 1, 11 и 8. Чуть выше видим 7 трамвай, его конечная остановка тогда ул. Ушинского. По воспоминаниям родителей, вместо нынешнего дома на Бульваре Гагарина 66а было трамвайное кольцо, к сожалению фото этого кольца я нигде не нашел. Сейчас именно 7 трамвай заменяет все 3 маршрута и ходит до «ВРЗ».
Интересно проследить как менялись названия остановочных пунктов. Остановка «Студенческая» была «Спортивной», «Пермская ярмарка» была «ул. Лумумбы», а «Авторадио» называлась «Мичуринские сады».
При детальном рассмотрении карты, молодежь может сделать для себя открытие - в те времена по камскому мосту ходил трамвай. 13 маршрут начинал свое движение от ул. Горького и заканчивал остановкой «Сосновый бор». По ряду причин маршрут был закрыт, пути убраны.