Найти в Дзене

Организованная преступность как инструмент влияния на общество. И небольшой портрет участников


ОПГ - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Это слово на слуху у абсолютного большинства граждан бывшего СССР. Как правило, услышав "ОПГ", у людей возникают образы роскошных вилл и авто, громил с оружием, подпольных игорных заведений, рэкете, "братской взаимопомощи". Гораздо реже - сообщений об убитых людях, прерванной цепи наркотрафика, коррупции в различных эшелонах власти, пропаже людей и далее.

Преступность - своего рода данность, сопутствующий фактор бедности, социального расслоения, урбанизации, строгости закона в стране. Чаще всего преступник, руководствуясь какими-либо мотивами, стремится реализовать свои желания вне правового поля. Если желание удовлетворено (т.е. преступление совершено) - преступник остаётся преступником, но не факт, что он вернётся к совершению преступления. Преступников может быть несколько, объединённых общей целью, но от организованной группы их будет отличать отсутствие выработанных норм поведения, ценностей, иерархии и распределение социальных ролей (https://www.lawmix.ru/comm/7892).

Где есть более-менее чёткая структура - там возникает устойчивость системы, и ОПГ - не исключение. По заявлению бывшего главы российского отделения Интерпола и генерал-майора МВД в отставке В.С.Овчинского, в современной России организованная преступность глубоко проникла во властную структуру (https://www.opengaz.ru/general-mayor-mvd-vladimir-ovc..).
О том же упоминается в проектной работе по организованной преступности в Екатеринбурге. В частности, оперативники МВД Уральских гор предполагают, что такие банды имеют как минимум одного высокопоставленного чиновника в государственном аппарате, находящегося "на кормлении", а финансовые средства позволяют ОПГ даже оказывать поддержку на выборах определённым кандидатам (
https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/ACF1..).
В той же работе, кстати, упоминаются связи между религиозным движением кришнаитов и ОПГ "Синие" (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Синие_(организованная_п.., которых объединяет то, что кришнаиты владеют фирмами, которыми фактически управляет ОПГ.

И такая картина предполагаемого влияния ОПГ на политику характерна не только для РФ.

Откуда деньги?
Торговля оружием, наркотиками, секс-траффик, контроль промышленных сфер, кредитных организаций, финансовых корпораций - с одной стороны. И помощь предпринимателям с финансами и решением вопросов сбыта, реализации товара и конкуренции - с другой. Предприниматели - это своего рода дойная корова современной оргпреступности, и что самое неприятное - они чаще всего вынуждены обращаться к своим "пастухам". На это есть свои причины:

1) Монополизация власти приводит к тому, что государственные, городские и муниципальные структуры стремятся извлечь выгоду из бизнеса. До 20% доходов от предпринимательской деятельности уходит на поддержание взаимоотношений между предпринимателем и властью.
2) Недостатки налоговой системы (или её жёсткость) вынуждают некоторых предпринимателей связываться с криминальным миром. "Чёрная касса" - изрядное искушение
3) Государство местами не выполняет свою функцию защиты имущества своих граждан. Арбитражные суды либо коррумпированы, либо не в состоянии провести надлежащее расследование (
https://pasmi.ru/archive/140799/) В результате, когда возникает необходимость в защите - обращаются к криминальным авторитетам гораздо чаще, чем к закону и правоохранительным структурам.
Кстати, стоит обратить внимание - любая структура в стране, которая может быть связана с криминалом (банки, предприятия, торговые фирмы) - имеет свою "армию". Как раз для защиты от сторонних посягательств при невозможности положиться на защиту от государства.

Платой за работу бизнеса с криминалом становится использование предприятий как фундамента для проведения операций по отмыванию доходов от преступной деятельности с выведением, в итоге, финансов в офшорные зоны.

Интеграция во власть может и вовсе перевести группировку на полулегальное положение. "Свой человек" будет обеспечивать ОПГ контрактами на общественные работы и закупки, что будет приносить значительный доход, наряду с перераспределением средств "на местах" с акцентом на районы, подконтрольные группировке, и снижением давления со стороны правоохранителей.

В ответ преступники обеспечивают своим "друзьям" политически выгодные события, используя стандартный набор: шантаж, давление, угрозы, террор и насилие. В результате, например, на выборах некоторые кандидаты могут не избираться, предвыборным кампаниям будет сложнее работать, могут быть запуганы избиратели, и, наконец, кандидаты могут просто исчезнуть
Наиболее характерна, конечно, подобная картина для Италии, Колумбии, Мексики. Характерность - в смысле криминал в данных странах достаточно чётко отделяет себя от власти в плане организации (
http://scholar.harvard.edu/files/alesina/files/organi.. и https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/f..)

Если ОПГ не может найти во власти своего "представителя" - она может установить внутри организации определённую религию и идеологию и перейти к экстремистской или террористической деятельности. В дальнейшем общие по духу ОПГ могут слиться с образованием преступных сообществ, синдикатов, а далее - образовать целые преступные анклавы, постфактум - террористические организации, у которых достаточно сил и средств для ведения настоящих локальных войн. Примером служат чеченские ваххабиты, которые когда-то относились к клановым группировкам, отошедшим от "крышевания" преступных организаций, работавших с Госбанком СССР через АВИЗО. Или - запрещённая в России террористическая организация "ИГИЛ", которая начиналась с бандформирований на границе Сирии и Ливии, не сумевших проникнуть во властные структуры на фоне войны в Сирии
(
https://forum-msk.org/material/power/12815498.html)

Развитие ОПГ происходит по классической пирамидальной схеме, где "чёрный" доход от преступной деятельности "питает" верхушку, лидера и ближайших подчинённых. Увеличение капитала организации, увеличение его силовых формирований в итоге может привести к объединению под собой преступных организаций слабее, менее влиятельных. Лидер параллельно использует средства для обеспечения собственной организации политическими связями. (http://crimas.ru/?p=1388)

Усреднённый портрет членов ОПГ, по В.Н. Бурлак (http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1116176..) предполагает 4 характерных портрета: главаря, профессионала-исполнителя, коррупционера и промежуточный тип.

1) Главарь характеризуется как наиболее опасный тип, чьи социально-нравственные качества сильно деформированы. Он будет отличаться правовым нигилизмом, наличием в сознании стойких стереотипов криминального поведения. Непреклонный фанатик и идеолог преступной субкультуры, с явно выраженными качествами лидера. Средний возраст определяют в диапазоне 35-40 лет, с имеющейся судимостью и средним образованием
2) Профессионал-исполнитель, в основном, совпадает с первым типом, за некоторым исключением: отсутствуют явно выраженные качества лидера, он относится к двум возрастным группам - 18-25 лет и 35-45 лет, криминальная мотивация исключительно корыстная. Выступает в криминальной роли активного участника совершаемых группировкой преступлений, либо в качестве главаря ОПГ на этапе её формирования.
3) Коррупционер. Он занимает государственную должность в органах власти, управления или правоохранительных органах, и одновременно является членом преступного сообщества. Характеризуется значительной деформацией в структуре социальной направленности, позитивный компонент слабо выражен, нравственно-психологические качества неустойчивы и противоречивы. Отличается искаженным правосознанием, отсутствием четких границ между моральным и аморальным. Возраст 40 лет и старше, не судим, женат.
4) Промежуточный тип. К этому типу автор относит преступников переходного состояния, для которых существуют периоды перехода из состояния общеуголовников в организованные преступники и, иногда, наоборот. В большинстве случаев карьере организованного преступника предшествует значительный период совершения общеуголовных преступлений. Нравственно-психологические качества устойчиво отрицательные. Возраст 21-25 лет, имеют, как правило, первичную судимость. В преступной группировке чаще занимает второстепенные позиции.
(
https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/nij/grants/199047.pdf)