Посмотрите различные отраслевые публикации в прессе и статьи о лидерстве за последние 20 лет. Одной из доминирующих тем в заголовках этих публикаций будет недостаток компетенций в строительстве :(
Успешные фирмы сумели использовать эту проблему отрасли в качестве возможности для развития необходимых компетенций.
Большинство проблем, как и «точек роста» бизнеса строительных подрядчиков, скрыто в кадровом потенциале компании. Способность находить, удерживать и развивать кадровый потенциал влияет на долгосрочную способность фирмы выполнять работу в рамках принятых на себя обязательств. Успешные инженерные компании серьезно относятся к повышению квалификации своих сотрудников, образованию в области управления бизнесом, улучшению коммуникаций (внутренних и внешних) и не боятся растить внутри себя лидеров.
Продолжающийся кадровый кризис - лишь один из вызовов, который придется преодолеть в ближайшие 5-7 лет. Другим вызовом, который будет определять успех компаний, является внедрение и освоение инноваций. Строительные компании и проектные институты должны научиться использовать доступные им инновации для повышения производительности труда, а не просто декларировать об их наличии. Кроме того, всегда остается вероятность очередного экономического спада или коррекции экономики. А внимание заказчиков к сложности и срокам реализации проектов, заставит многих внедрить в повседневную практику инструменты риск-менеджмента.
Ключ долгосрочного успеха в том, чтобы не просто «делать деньги» на волне роста рынка, а суметь контролировать сценарии развития бизнеса, которые могут принести неизбежные изменения. Наше исследование рынка строительного проектирования в нефтегазовой отрасли показало, что в последние пять лет на рынке промышленно-инфраструктурного строительства и инжиниринга от 35% до 39% компаний показывают среднегодовые темпы роста выше рыночных. У этих компаний явно есть чему поучиться.
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Предоставление возможности сотрудникам обучения на профессиональных курсах будет недостаточно. Необходимо реализовать программу, которая включает полный набор стратегий, ориентированных на персонал. А именно:
Брендинг. Почему потенциальные сотрудники должны выбрать вашу компанию из числа других организаций?
Рекрутинг. Где искать сотрудников? Как и где вы ищете персонал? Этот процесс должен быть обдуманным, последовательным и дисциплинированным.
Наем. Сколько уровней в процессе найма в вашей компании? Как вы оцениваете кандидата? Какие инструменты скрининга доступны для всех позиций в вашей фирме?
Адаптация. Как выглядит первый день, неделя, месяц или год работы? Существует ли структурированный и дисциплинированный процесс адаптации новых сотрудников? Понимает ли новый сотрудник, какие и кем задачи перед ним поставлены и какого результата от него ждут?
Мотивация. Как работает система вознаграждения ваших сотрудников? Способствует ли она удержанию персонала?
Для многих компаний, перечисленные выше вопросы покажутся глупыми и не имеющими отношения к реальности. Но наши исследования показывают, что успешные инженерно-строительные организации осознали необходимость продуманной стратегии в отношении персонала. Эта стратегия с одной стороны способствует росту компании, а с другой – развитию отдельно взятого сотрудника. Да, - это затратно, но потери от «ничего не делания» будут намного больше.
ИННОВАЦИИ
Существует тонкая грань между увлечением технологиями (восхищение ярким, блестящим объектом) и истинными инновациями (использование этой технологии для повышения производительности труда (например, как наши IT-продукты «MS Excel для директора по маркетингу»)).
Независимо от того, идет ли речь об усовершенствовании автономных транспортных средств и оборудования; использовании принципов agile или six sigma; или просто использовании big data для принятия управленческих решений, технология должна быть точкой действия в бизнес-плане каждой фирмы.
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ
По мере того, как проекты становятся все более сложными, а сроки их реализации более сжатыми, наличие в компании (в масштабах всей фирмы) работоспособной системы управления рисками не дань моде, а жизненная необходимость. Развитие системы управления рисками для многих подрядчиков будет ответным действием на практику заказчиков и партнеров внедрения программ страхования проектных рисков.
Успешные инженерно-строительные компании уже сегодня внедряют в культуру компании процессы риск-менеджмента, а именно:
- планирование и организация работ – регистрация возможных рисков, их вероятность и стоимость.
- обзоры вынесенных уроков после завершения проекта, масштабирование лучших практик и фиксация извлеченных уроков.
- надлежащий контроль качества на протяжение всего проекта.
- обеспечение безопасности труда.
Перечисленные выше укрупненные этапы риск-менеджмента не являются сложными или дорогостоящими и доступны каждой инженерной компании. Все дело в рациональном планировании работ, дисциплине и здравом смысле. Практический опыт компании Simple Analytics показывает, что многие крупные строительные холдинги обходятся обозначенным минимумом, но есть и предприятия, которые успешно используют до 200 показателей оценки рисков. И это также не отвлекает много денег и времени.
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СЕРВИСНЫХ КОМПАНИЙ
Согласно исследованиям консалтинговой компании Simple Analytics, российская инфраструктура требует значительной модернизации. Особенно это актуально для энергетики, авиации, гидротехнических сооружений и автодорожного хозяйства.
Объем этих рынков огромен, даже если будет реализована лишь часть потенциального финансирования инфраструктуры. Но что более важно, так это эффект мультипликатора от модернизации. Параллельно с проектами модернизации будут появятся возможности для сервисных предприятий. Например, любая крупная стройка нуждается в финансах, материалах, оборудовании, персонале, амуниции, еде, охране, логистике и т.д. Эти отрасли, с одной стороны дополняют строительную индустрию и, в то же время, являются ее заказчиками.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вариантов развития событий, которые могут положительно или отрицательно повлиять на строительную отрасль, - множество. Идет ли экономика на спад или продолжает расти, вам лучше иметь маркетинговую стратегию, которая дает ответы на эти вопросы:
- Если бы наш лучший клиент ушел, что бы мы сделали?
- Если наша ниша или сектор исчезнут, что мы будем делать?
- Если бы наши лучшие люди покинули организацию, что бы мы сделали?
- Какие аспекты организации требуют постоянного совершенствования и какое влияние они оказывают на долгосрочное развитие компании?
- Что должна сделать наша команда сейчас, чтобы развивать как исполнителей, так и менеджмент для ведения бизнеса в будущем?
- Всеми ли данными, которые имеются в компании, располагает команда руководителей и как эти данные могут повлиять на результативность?
- Как и какие данные должна использовать организация, чтобы осуществлять информационную поддержку важных бизнес-решений сейчас и в будущем?
Задумались об изменениях или хотите актуализировать стратегию развития компании? Обратитесь за помощью к нам! Позвоните +7 (499) 110-34-49 или напишите info@simple-analytics.com и мы предложим решение.