Найти тему
6000 миль до Голливуда

Грязный Гарри

Оглавление

(Dirty Harry, 1971, США)

Мистер Дьявольская Харизма ни на йоту не теряет её даже без своей классической шляпы, пончо и сигары в зубах.
Мистер Дьявольская Харизма ни на йоту не теряет её даже без своей классической шляпы, пончо и сигары в зубах.

Честно говоря, даже у моего поколения, рожденного в 70-е, словосочетание "полицейский боевик" вызывает прежде всего ассоциации со "Смертельным оружием" и "Коброй" - одними из самых козырных хитов советской Эпохи Видеосалонов. Хотя, по справедливости, на их месте должен стоять всё-таки "Грязный Гарри", который тоже стал известен в СССР благодаря видеопиратам. Но который на нас, тогдашних пацанов, производил уже не такое мощное впечатление, как более современные и реактивные боевики, даром что к концу 80-х было снято целых пять фильмов о крутом циничном копе с огромным револьвером Гарри Каллахане (Клинт Иствуд).

Не поцапался утром с начальством и коллегами - считай, день прожит напрасно.
Не поцапался утром с начальством и коллегами - считай, день прожит напрасно.

Тем не менее объективная реальность свидетельствует о том, что без "Грязного Гарри", не исключено, и вовсе не было бы ни "Смертельного оружия", ни "Кобры", ни многих других подобных фильмов. И пусть он тоже не открыл Америке Америку своей историей про идущего напролом копа, безжалостного к насильникам и убийцам, зато ему повезло "выстрелить" с экранов в крайне удачное для себя время. Тогда, когда вконец распоясавшаяся преступность только на такие меры борьбы с нею и напрашивалась. И пусть не в жизни, так хотя бы на большом экране огребла по заслугам без тягомотных судебных разбирательств и адвокатских уверток. Отчего популярность Гарри Каллахана (а вместе с нею и Иствуда) стала такой, что его прозвище вскорости превратилось в имя нарицательное. То есть так же, как спустя полтора десятка лет всех крутых вояк начнут дразнить "рэмбо", так и крутых бесцеремонных копов с некоторых пор обзывают "грязными гарри".

Первая история о Каллахане была явной отсылкой к терроризировавшему в то время Калифорнию, серийному убийце Зодиаку. Которого здесь зовут Скорпионом (как знак Зодиака) и который действует примерно в таком же стиле: убивает людей и оставляет после себя глумливые письма. Разве что, в отличие от реального маньяка-"бессребреника", киношный был более прагматичный и вымогал у властей деньги в обмен на жизни своих жертв.

- Гражданин, это школьный автобус, а вы уже слишком большой мальчик, чтобы на нём кататься! - И что теперь? Ты меня за это пристрелишь? - Хм... А мысль-то замечательная!
- Гражданин, это школьный автобус, а вы уже слишком большой мальчик, чтобы на нём кататься! - И что теперь? Ты меня за это пристрелишь? - Хм... А мысль-то замечательная!

Каллахан, который вёл переговоры со всякой швалью только через одного посредника - своего "Смит-Вессона" .44 магнум, - был, разумеется, категорически против любых торгов с психопатом. Но когда тот захватил очередную жертву и вновь потребовал выкуп, власти решили пойти у него на поводу. Причём на передачу денег отправили не абы кого, а Грязного Гарри. Ну шутники, ну затейники, просто слов нет!

От такой бы новости Скорпиону в самый раз задать дёру и залечь на дно, а не выпендриваться, но он решил, что с Каллаханом можно поиграть. Да лучше бы он баловался со спичками над открытой бочкой пороха, чем дразнил этого маньяка с полицейским значком - риск был бы на порядок ниже. И когда Скорпион в итоге доигрался, отделаться от Грязного Гарри ему было уже невозможно, на какие бы ухищрения он ни пускался. И, конечно, как во всяком уважающем себя полицейском боевике, их обоих ожидала финальная битвопогоня. Настолько эпическая и зрелищная, насколько такие сцены принято снимать в легендарном Сан-Франциско.

- Простите, а часовню тоже он развалил... в смысле машину перевернул?  - А что, в этом есть какие-то сомнения?
- Простите, а часовню тоже он развалил... в смысле машину перевернул? - А что, в этом есть какие-то сомнения?

***

В общем, ещё один нержавеющий образец боевой киноклассики, и по сей день жестко играющий на зрительских эмоциях и выглядящий молодцом. В чём, безусловно, немалая заслуга не только матерого режиссера Дона Сигела, уже не в первый (и не в последний) раз работающего с Клинтом Иствудом, но и самого Клинта. Который сыграл в "Грязном Гарри" одну из своих величайших ролей, причем в дальнейшем аж пятикратно, что ни до, ни после с ним не случалось.
Что же касательно сиквелов, то все они мало чем уступают оригиналу. Поэтому не знаю, как вы, а лично я, если уж сажусь его пересматривать, то всегда захватываю и их. Чем растягиваю удовольствие на целый минисериал, благо в век Интернета это стало проще, чем когда-либо.

Трейлер фильма: