Найти тему

Продуктовый ритейл - будет только хуже?

Мы думали, что уже видели худшие моменты в розничной торговле продовольствием, но всё ещё впереди, предупреждает банк Morgan Stanley. Разрушение только ускоряется!

Продуктовые сети всегда работали по модели: большой оборот - маленькая маржа, одна из самых уязвимых моделей бизнеса. Стремительно растущая доля онлайн заказов продуктов требует огромных инвестиций в создание инфраструктуры пунктов самовывоза, логистику, транспорт, изменение бизнес-процессов, софт и т.д.

Отраслевая маржа (EBIT) уже сейчас не то, чтобы велика и составляет всего лишь 3% от чистой выручки, но и она может ещё упасть на 0,9 процентных пунктов к 2023 году из-за огромных инвестиций в новые каналы и тогда будет совсем безрадостно.

Онлайн продажи ведут к увеличению продаж, но, к сожалению, не к увеличению прибыли, т.к. они сами по себе очень низкомаржинальные из-за высоких накладных расходов и стоит не забывать, что ещё ритейлер несёт затраты на содержание своих физических магазинов. А тут ещё Amazon предложил бесплатную доставку в течение 2 часов в 50 локациях, недавно приобретённой им сети Whole Foods.

-2

Короче куда бежать, куда сдаваться ритейлеру! Создаёшь онлайн канал, он начинает пожирать (канибализировать) офлайн канал. Получается замкнутый круг - делать надо больше, а результат получается только хуже. При чём плохой результат уже запрограммирован.

А тут ещё одна напасть: миллениалы. Их в этом году стало больше, чем остальных поколений и они начинают становиться основной группой потребителей. А их поведение сильно отличается, они игнорируют старые каналы потребления и хотят альтернативных, к слову сказать, что альтернативный канал — это не всегда онлайн. Это можно проиллюстрировать на примере России, традиционными каналами у нас являются Пятёрочки, Магниты и т.п., так вот в глазах миллениалов, Вкусвилл является альтернативным каналом с точным и удачным позиционированием на здоровые продукты, хотя все профессионалы знают, что “шьётся” этот здоровый продукт на тех же пищекомбинатах, где его берут все игроки рынка.

-3

Все эти тренды в совокупности дают богатую пищу для размышления участникам российского ритейла и не только продуктового. Что ждёт продуктовую розницу на горизонте 5 лет? В чём её смысл сегодня? Достаточно ли для потребителя простой функции - доставки продукции, или нужно что-то больше, чем логистика? Вопросов больше, чем ответов.

А закончу цитатой от 2016 года Сергея Галицкого, бывшего владельца Магнита, видимо, он что-то такое знал уже тогда про будущее:

“Было время, когда я ложился спать для того, чтобы быстрей проснуться. И плохо засыпал, потому что голова должна была все время думать, какие-то идеи были все время, что-то там у меня в голове рождалось и так далее. ... Сейчас я плохо засыпаю, под снотворным оттого, что куча проблем, а раньше, лет десять назад, было великолепное время, когда было много возможностей ….”

Новые технологии и воровство в магазине прочтите эту статью «Самообслуживание стимулирует воровство? Как быть?»

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.

Буду вам очень благодарен за это.

Автор Борис Агатов,

Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле, автор концепции «Магазин 4.0»

От автора: «Провожу корпоративные семинары по теме: «Как открыть Магазин 4.0 без ошибок»

Создаю стратегию магазина 4.0, консультирую, помогаю разобраться в новых технологиях для ритейла, сравнить аналоги и выбрать оптимальный вариант для вашего бизнеса и дать новый импульс развития вашей компании при помощи новых технологий.

Связывайтесь через Facebook или http://agatov.new-retail.ru/ :

Больше информации на Facebook https://www.facebook.com/boris.agatov