Найти в Дзене
Метагазета

На форуме безрезультатно обсудили беды малого бизнеса

Оглавление
Всего программа нулевого дня ПМЭФ-2019 включала около десятка панельных дискуссий / Фото: Фотобанк ПМЭФ
Всего программа нулевого дня ПМЭФ-2019 включала около десятка панельных дискуссий / Фото: Фотобанк ПМЭФ
В Петербурге завершился нулевой день Международного экономического форума, традиционно посвященный малому и среднему бизнесу. Участники дискуссий болезненно искали точки соприкосновения с крупным бизнесом и банками под присмотром корреспондента МГ.

Всего программа нулевого дня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019) включала около десятка панельных дискуссий, посвященных малому и среднему предпринимательству. Участники обсудили кредитование субъектов МСП, сложности с экспортом и взаимодействие крупного и малого бизнеса. Заявленные темы условно разделили на специальные треки: молодежный, обучающий, инвестиционный, международный. Для наглядности на площадке «Экспофорума» разместили выставочную зону «Территория инноваций», проект представленный еще в прошлом году. На этот раз в нем участвовали 28 компаний — в 3 раза больше, чем в прошлом году. В основном это проекты в IT-секторе, e-commerce и тяжелой промышленности.

О работе с монополистами

На сессии, посвященной взаимодействию малого и крупного бизнеса в промышленности, глава Корпорации МСП Александр Браверман анонсировал объединение «Бизнес-навигатора МСП» (онлайн-сервиса поддержки малого и среднего предпринимательства) и государственной информационной системы промышленности (ГИСП, сервис для промышленных предприятий), которое произойдет 28 ноября 2019 года. Это будут взаимодополняющие друг друга ресурсы, добавил Браверман, а в «Бизнес-навигаторе» уже есть информация об инфраструктурных возможностях для промышленных компаний. Также эксперты обсудили перспективы сотрудничества малых и крупных компаний, поговорили об опыте европейских стран.

Генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман (справа)

«Наверное, я первый представитель малого бизнеса из выступающих на этой сессии», —сообщил Александр Прокудин, генеральный директор ООО «ИнКомПро», которая производит алюминиевую рондоль — заготовку для производства тубы и аэрозольного баллона. С 2011 года предприятие сотрудничает с Корпорацией МСП — получает гарантии по кредитам. С тех пор компания Прокудина нарастила оборот в 9 раз, он составляет более 1 млрд рублей. Нужно говорить не только о достижениях, но и проблемах, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, заявил предприниматель. В декабре 2018 года АО «Объединенная Компания «РУСАЛ — Торговый дом» в одностороннем порядке без уведомления остановило поставки сырья — алюминиевой ленты в адрес ООО «ИнКомПро». Со стороны поставщика на сегодняшний момент не поступало конструктивных объяснений причин прекращения отгрузок, сообщил Александр Прокудин. «Я говорю о рисках для малых компаний, — подытожил он. — Если вы работаете в секторе производства или переработки алюминия, то здесь есть монополист «РУСАЛ». Думаю, в других отраслях тоже ситуация с этой точки зрения непростая».    

Не выданные кредиты

Порицанием монополистов малый бизнес не ограничился и взялся за споры с банками, массово блокирующими счета. «Когда стало понятно, что система, связанная с блокировкой неидеальна, была создана межведомственная комиссия по реабилитации банковских клиентов, которые считают, что их незаслуженно обидели», — сказал Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка. Это двухуровневая система: сначала претензию рассматривает банк, и если он не признает свою ошибку, то проблемой начинает заниматься комиссия.

Михаил Мамута поделился результатами этой системы, работающей 10 месяцев. Всего в ходе повторного рассмотрения реабилитировано 12 тысяч клиентов банков, а комиссия вмешивалась в 1% спорных случаев. «В случае блокировки вы имеете право написать обращение с требованием разъяснить причины», — рассказал Мамута во время батла «Малый бизнес и финансовый рынок: барьеры и «узкие места», где предприниматели обсуждали с экспертами не только блокировки, но и спорили с банкирами о несостоятельности программ финансовой поддержки малого бизнеса.

«Если у вас нет «оборотки», нет миллиарда и залогов, то идите сами знаете куда», — возмущался Кирилл Остапенко, глава компании «Велодрайв», рассказывая, как банки отказывают малым предпринимателям.

«Хороший кредит — это не выданный кредит, потому что проблемы появляются еще в момент выдачи средств. Банки кредитуют малый бизнес уже более 10 лет, и все это время велась статистика, в том числе о том, сколько займов не возвращалось. Вы сами о себе не знаете того, что знаем мы», — обиделись банкиры. В результате стороны остались при своем мнении, а арбитр батла Мамута дипломатично объявил ничью.  

-3

Перед началом батла «Малый бизнес и финансовый рынок: барьеры и «узкие места»

Компетентные курьеры

На сессии «Цифровая торговля в России» собравшиеся обсудили законопроект, в соответствии с которым с 1 января 2020 года может быть разрешена онлайн-торговля лекарствами. Сейчас онлайн-продажа лекарств в России запрещена: таким сайтам грозит блокировка. Самый возмутительный пункт в законопроекте, по мнению предпринимателей, касается доставки лекарств. По предложению профильного комитета Госдумы, их могут доставлять только курьеры с фармацевтическим или медицинским (ветеринарным) образованием.

«Если лекарства будут доставлять дипломированные фармацевты, то пусть пиццу развозят сотрудники Роспотребнадзора и на всякий случай дегустируют по пути», — иронизировали выступающие. Объем серого рынка дистанционной торговли лекарствами в России может достигать 100 млрд рублей, сообщил Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. «Его сложно оценить точно, поскольку в стране торгуют еще и незарегистрированными препаратами», — добавил Антон Буздалин, гендиректор eApteka.

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли

Дореволюционные экспортеры

И пока бизнес полемизировал на острые темы, в других конференц-залах делились историями дореволюционных предпринимателей, которые как оказалось преуспевали в экспорте в отличие от современников.

«В 1888 году на скандинавской ярмарке продукцию выставляли 400 предпринимателей. Из них 222 — из России, они занимали целый павильон, — рассказала Елена Бондаренко, директор блока предпринимательских программ Московской школы управления «Сколково». Историки рассказали, что мануфактура братьев Терещенко производила рафинад и экспортировала его в Европу, а московские хрустальные заводы поставляли в Турцию кальяны. «Сейчас идет дискуссия по поводу экспорта. А есть ли у нас экспортеры? Были», — резюмировала Елена Бондаренко свое выступление.

Елена Бондаренко, директор блока предпринимательских программ Московской школы управления «Сколково»

В соседнем зале на сессии «Экспортная акселерация» действительно сетовали по поводу сомнительных перспектив. Менее 1% российских компаний занимаются экспортом, сообщил Алексей Кожевников, старший вице-президент АО «Российский экспортный центр».

«Когда в европейских странах уровень экспорта снижается до 7-8%, это считают трагедией», — подчеркнул он. О необходимости увеличить в два раза объем экспорта несырьевых и неэнергетических товаров и услуг, накануне рассказывал министр финансов Антон Силуанов.

Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей, поделился своим впечатлением от нулевого дня форума с «Метагазетой»: «Это была по сути конференция, посвященная экономике малых городов России, к которым Петербург не относится. Поэтому от Петербурга было всего 10 человек».

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram