Найти тему
Возьми да напиши

Пошаговый план работы над текстом

Оглавление

Статья будет полезна начинающим копирайтерам и авторам, которые не до конца понимают алгоритм написания текстов, но хотят укрепить эти знание и навык. Она об этапах работы над текстом.

1. Определите задачу и формат текста

Если вы пишете по заданию заказчика, формат и задачу текста, как правило, определяет он. Существует несколько форматов текстов: информационные статьи, продающие тексты, описание карточки товара, статьи-инструкции, развлекательные, или вовлекающие сообщения, новости. Обычно формат зависит от задачи сообщения: рассказать, познакомить, заинтересовать, сообщить или продать.

Например, задача информационной статьи — рассказать о чем-то читателю; обычно она отвечает на вопросы что это такое, зачем или почему нужно или так происходит. Задача инструкции — дать читателю пошаговый план, как что-то сделать с краткими пояснениями к каждому шагу зачем. Задача карточки товара — описать характеристики продукта, новости или пост-релиза — соответственно сообщить и рассказать как это было.

2. Проанализируйте целевую аудиторию

Целевая аудитория, или ЦА, — это ваши читатели. Перед тем, как садиться писать, ответьте на вопросы: кто будет читать ваш текст? насколько читатель разбирается в теме? зачем ему читать ваш текст? что нового он узнает из него?

Ответы на вопросы помогут составить портрет вашего читателя и написать максимально релевантный, или подходящий текст. Таким образом вы облегчите работу и себе — будете знать, как именно и о чем писать, насколько глубоко погружать читателя в текст. Если ваш читатель новичок, пишите максимально просто и разжевывайте все-все термины, приводите примеры, но такие, чтобы они были в мире читателя. Если вы пишете для более менее профессионалов или читателей, которые в теме, разжевывайте термины не так сильно, как делали бы это в первом случае, и сделайте упор на новых знаниях именно в этой области.

При подготовке этого текста я представила, что читатель материала — начинающий или средний, но неуверенный в себе копирайтер—фрилансер; любит учиться и узнавать новое, совершенствовать свои знания.

На этом шаге еще важно знать, где именно будет опубликован текст, на какой площадке. От этого зависит объем и голос вашего текста. Если вы пишите для издания или СМИ, изучите аудиторию площадки. Например, однажды я писала два текста на одну тему для двух разных площадок: онлайн—СМИ и женского журнала. Аудитория первой площадки — мужчины и женщины, второй — исключительно женщины. В первом случае тон и примеры были нейтральными, во втором — затрагивали исключительно женские боли, такие, как проблемы с лишним весом, а в первом случае речь шла о здоровье в целом.

3. Проведите маркетинговый анализ компании или продукта

Не пугайтесь, это просто. Если вы пишите текст для или от лица компании, важно разобраться, чем она занимается, в чем ее преимущества, как она общается со своей аудиторией. Бывает, что компания уже представлена в интернете и обрела узнаваемый голос — то, как она пишет и говорит со своей аудиторией. В этом случае перечитайте все публикации компании в интернете, чтобы писать ее же голосом.

4. Соберите информацию

Соберите информацию по теме. Есть три способа это сделать: спросить у эксперта, рассказать о собственном опыте или воспользоваться открытыми источниками.

Самый простой и верный путь — спросить у эксперта. Если вы пишете о компании, поговорите с собственником/руководителем/директором по маркетингу — это и будет ваш эксперт. Если вы пишите информационную или продающую статью, берите эксперта и вытягивайте из него основные тезисы для вашего материала.

Если вы пишете материал и имеете соответствующий опыт, расскажите о нем. Если ни первый, ни второй способы сбора информации не подходят, пользуйтесь открытыми источниками, но выбирайте авторитетные. Берите за основу нормативный документы, информацию с официальных сайтов производителей или компаний и справочников. Не бойтесь спросить у заказчика, какие источники он считает авторитетными и где вы можете проверить факты по теме.

5. Набросайте план, тезисы и черновик

Как именно работать дальше вы решаете сами. Вы можете набросать план и тезисы, дальше писать по плану и раскрывать тезисы. Или сначала набросать черновик, а потом вытащить из него структуру и заголовки. Добавьте примеры, если они уместны.

Самое главное — писать логично. В одном случае это раскрыть тему от простого к сложному, в другом — перечислить последовательные шаги, как в этом материале. Когда черновик будет готов, приступайте к следующему шагу.

6. Отредактируйте текст

Когда фактура и примеры будут на бумаге, можно приступать к редактированию материала. Задача редактирования в том, чтобы убрать смысловые повторы, лишние слова, заменить причастия и деепричастия глаголами и, в целом, почистить его от мусора. Еще подружите все подзаголовки в тексте с основным заголовком — сделайте так, чтобы они согласовывались. Давайте на примере это материала.

Его название: «Копирайтерам и авторам: пошаговый план работы над текстом». Из заголовка следует, что мне нужно рассказать по шагам, что делать, как работать с текстом. Значит, подзаголовки должны соответствовать шагам и отвечать на вопрос читателя «что мне нужно сделать»: определите, проанализируйте, проведите, соберите, набросайте …

Вы можете менять подзаголовки или основной заголовок, но самое главное, чтобы они в итоге подружились и дополняли друг друга. На этом этапе вы можете прогнать материал через сервис «Главреда», если считаете это уместным.

7. Вычитайте текст

Вычитка — проверка текста на опечатки и ошибки. Прочитайте готовый материал несколько раз, прогоните текст через специальные сервисы проверки орфографии и пунктуации, чтобы исключить ошибки и опечатки. Если нужно, замените часто повторяющиеся слова синонимами на этом этапе и снова проверьте.

8. Согласуйте текст с заказчиком

Вы можете согласовывать текст поэтапно, например, сначала утвердить план и тезисы, потом — готовый текст. Бывает, что если не утвердить план, заказчик бракует весь текст, и вам приходится заново его переделывать. А бывает, что заказчик не хочет заморачиваться и полностью доверяет вам план, тезисы и финальный вариант, в конце молча принимает работу или просит внести незначительные правки.

Я советую сначала согласовывать формат, объем, план и тезисы, а потом браться на написание текста. Но не всегда удается сделать план, если автор еще не в теме, и ему приходится сначала собирать фактуру, черновик и только потом формировать план.