В этом году (2011) исполняется 85 лет со дня рождения Майлена Константиновского (1926-2002) — журналиста и писателя, автора 162 радиопьес серии «КОАПП» и научно-художественных книг для детей. Своё редкое имя он получил из соединения слов Май (потому что родился 1 мая) и Ленин. В 1949 г. окончил Военно-инженерное морское училище им. А.Макарова, инженер-акустик, работал в НИИ, плавал на научно-исследовательских судах «С.Вавилов» , «П.Лебедев». С 1963 года занимался литературной деятельностью. Юбилею Константиновского «Заря молодежи» посвящает цикл публикаций о людях, которые популяризацию науки для детей считали главным делом своей жизни. Сегодня о Майлене Константиновском и его программе расскажет доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИФХБ им. А. Н. Белозерского Татьяна Васильевна Потапова*.
* – публикуется по книге: Потапова Т.В. «Семинар нерешенных проблем: век XXI».-М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2009.-336 с.:ил.
Майлен Константиновский. Писатель, драматург, радиоинженер (выпускник Военно-морской инженерной академии), товарищ и друг. Да, было за 70. Да, нередко болел. Но ушел – внезапно: в разгар работы над новым телевизионным проектом. Еще не осознана боль потери – словно на время ушел человек. Может быть поэтому за поминальным столом, после прощания у гроба с холодным телом дорогого человека, те немногие из друзей Майлена, кого в разгар московской июльской жары поймала в свои сети страшная весть, говорили не о смерти.
Говорили о судьбах российской культуры и языка, наших детей и наших талантов, родной природы. Жрецом и хранителем всех этих культурных ценностей долгие годы был ушедший от нас человек…. Кто заменит его на этом посту? Кто воздаст должное его памяти? Кто оценит по достоинству его вклад в отечественную и мировую культуру? – Некому. Кроме нас самих… Российское общество всегда было жестоко к своим талантам. И при царе. И при советской власти. И при сейчас.
Любопытно было бы провести социологическое исследование (или хотя бы – опрос), что значили в жизни каждого из нас созданные Майленом герои знаменитого радиосериала «КОАПП – О событиях невероятных». Я помню свои юношеские годы и радость от этих радиовстреч с настоящими чудесами. Говорящие звери, птицы, рыбы, насекомые и микробы, объединившиеся, чтобы создать Комитет Охраны Авторских Прав Природы, увлекали в таинственный мир природы, сложный и загадочный и столь богатый идеями! Талант Майлена открывал для слушателей совсем новый смысл в мире природы. Привычное отношение к этому миру как источнику всяких благ, равно как и с детства культивируемое всеми жанрами нашего многонационального искусства наслаждение красотой и совершенством природы, дополнялись новым трепетным чувством. Это было отношение к природе как источнику пищи для ума, неиссякаемому источнику знаний. И в этом мир природы не противостоял человеку, с ним не нужно было бороться и побеждать, у него ничего не нужно было отнимать.
Мир природы не был обезличен, его интересы представляли конкретные персонажи. Созданные волей и талантом писателя и драматурга образы обитателей мира дикой природы были дружественны человеку. Они были умны, добры и справедливы. И они были очень разные. Именно это разнообразие создавало массу драматургических коллизий, детективных историй и приключений. Все разрешалось мирно. Но мир и дружба между Человеком и Природой восстанавливались только после изрядных совместных трудов в атмосфере безусловного уважения к Правам друг друга. Добавим еще, что воспринимали мы это все на слух, наслаждаясь помимо содержания пьес изумительной речью героев. Точный выбор слов, тонкий и добрый юмор, изящество аргументации, интонационный строй этих живых разговоров очаровывал и околдовывал, делал нас добровольными пленниками КОАППа, а вернее — Майлена.
В начале 70-х годов, уже перебравшись из города детства, Хабаровска, в Москву, став сотрудником МГУ и кандидатом биологических наук, я на добрый десяток лет связала судьбу с отделом науки и фантастики Детской редакции Всесоюзного радио. В этом отделе выпускали в эфир и «Клуб знаменитых капитанов», и «Радионяню», и, конечно, КОАПП. Выпускала КОАПП редактор Валентина Исааковна Ядрова, с которой мы сделали в те годы новый научно-художественный сериал «В гостях у профессора Чука». С Майленом я пересекалась на бегу. Чаще встречалась с текстами его новых радиопьес на редакционном столе. Помню, как смеялась Валя Ядрова над очередной творческой находкой Майлена. Валентина Исааковна была необыкновенно красива, умна и профессионал – экстра класса! Мы искренне ею восхищались. Но Валя была очень строга. Помню, каким холодным душем она пресекла мою легкомысленную попытку преподнести ей букетик цветов: «Таня! — (голос, не допускающий возражений, типа команды «Место!») – никогда этого не делайте!».
О великий и могучий русский язык… Что могла возразить наша любимая Валечка, прочитав, как новый герой Майлена – нарвал – с нежностью обращается к супруге: «НарВАЛЮША, милая!».
В редакции Майлена любили. Редактор, режиссер, актеры, коллеги. Я – тоже. Но тогда мы почти не общались. Так, — «Здрасьте!» – «Здрасьте!». Майлен был очень заботлив. Он постоянно решал множество педагогических проблем. Его живой ум, горячее сердце и легкое перо становились на защиту Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных и созданной ими педагогической системы. Он писал о Шалве Александровиче Амонашвили и его инновационной педагогике. Будучи человеком активным и общительным, Майлен ухитрялся на бегу замолвить слово в защиту то одного, то другого талантливого педагога людям, власть предержащим. А его знали и любили и в этих кругах. К нему прислушивались академики и министры. Для него почти не было закрытых дверей. И при этом он не был борцом и политиком в современном понимании. Он не создавал групп и партий. Не ломился в закрытые двери. Он просто общался с живыми людьми. И благодаря его живому слову один живой человек узнавал о проблемах другого живого человека и приходил на помощь. Таким нехитрым образом Майлену удавалось договориться о поддержке одних живых людей другими живыми людьми. Именно слово Майлена делало порой чудеса. Только слово. А словом он владел блестяще: любил слова, любил создавать из них сложные композиции – радиопьесы.
Я очень долго осваивала этот трудный жанр – радиопьеса. Спотыкаясь и мучаясь, поддерживаемая мудростью и опытом Вали Ядровой, я развила-таки в себе способность писать такие тексты, которые в актерском прочтении создавали впечатление живой речи. (Между прочим, после этого мне стало намного легче общаться с окружающими!) Много лет спустя я услышала от замечательного нейрофизиолога Ольги Сергеевны Виноградовой: «Вы знаете, ведь за устную и письменную речь отвечают совсем разные мозговые центры». Я сразу и всей душой приняла эту научную истину – еще бы!
В моей жизни радио стало хорошей школой передачи мысли словом. Готовя ежемесячно по 30-минутной пьесе, где мои персонажи (математик, историк, биологиня, инженер-компьютерщик и журналистка) спорили по поводу насущных научных проблем, вовлекая в этот спор слушателей, я делала вроде бы не хитрую, но очень объемную работу с научной информацией. Выбирала интересную для школьников тему. Находила в этой теме ряд проблем. Находила точки зрения, которые могли принадлежать моим персонажам сообразно их характерам и роду занятий. После этого начиналась работа над текстом радиопьесы: выстраивание сюжета, конструирование логики спора, выбор слов и интонаций… Я очень гордилась, когда после нескольких лет упорной работы в этом жанре мои труды заслужили одобрительную оценку Майлена. После этого мне посчастливилось тоже попасть в круг его внимания и уважения.
Удивительным явлением были его дружеские советы. Он никогда не советовал в жанре «вообще». Если уж он брался помочь советом, то сразу создавался готовый сценарий действий. После этого он безотлагательно принимался сам за часть придуманной им работы, строго и придирчиво настаивая на том, чтобы и я безотлагательно совершала необходимые конкретные шаги. И получалось. Иногда не совсем то, что планировалось. Но всегда – интересно! Для меня это тоже была хорошая школа. Мы ведь всю жизнь учимся. И лучше всего – на конкретных примерах, сопровождаемых правильными словами. И уж, совсем замечательно – когда есть УЧИТЕЛЬ. Современная педагогическая психология объясняет, что в дошкольном детстве ребенок вообще всему учится только и исключительно по образцам, а речь, которую он очень заинтересованно по ходу дела усваивает, никоим образом поведением ребенка не управляет (увы! – мамы и папы, — увы!). Майлен этой педагогикой владел в совершенстве и сам жил по законам этой педагогики. Он жил чисто и честно, совершенствуя и тут же используя на практике, мастерство выражать словом мысль, описывать словом логику поступков и действий. Потому и любили его близкие и так дорожили общением с этим чудесным человеком.
«Лицом к лицу лица не увидать»… «Нет пророка в своем отечестве»… Как часто мы списываем тяготы жизни талантливых людей на эти прописные истины… Не так давно я извлекла из своих книжных запасов купленную несколько лет назад на бегу книжечку Василия Васильевича Кандинского «О духовном в искусстве». И открыла очень емкий образ, созданный В.В. (еще в 1908 году!): условный треугольник развития культуры. В.В. объясняет, что развитие культуры идет по пути осознания и освоения человечеством все новых и новых идей об устройстве мира. Жестокая логика этого развития во все века помещала на вершину треугольника особо одаренных одиночек. Уделом этих гениев и талантов было счастье открытия новых идей и гигантский труд по их воплощению в доступные для других символы: слова, формулы, нотные знаки, живописные образы. И их же уделом были страдания от непонимания близкими, а зачастую гонения и гибель. Неумолимо движется весь треугольник. В конце концов, идеи, бывшие достоянием одиночек, переходят в массовое сознание, то – есть, перемещаются от вершины треугольника к его телу и основанию, но долгие годы стирают при этом, как правило, имена героев-одиночек.
Чуть ранее углубления в представления Кандинского я познакомилась с замечательным трудом Владимира Павловича Эфроимсона «Генетика этики и эстетики», поразившим меня жесткостью утверждения, что судьба современного человечества напрямую зависит уже не от того, сколько и каких новых идей откроют герои-одиночки, но от того, насколько быстро и продуктивно войдут в массовое сознание уже открытые ранее культурные ценности. Так получилось, что я поделилась этими мыслями с дошкольными педагогами в неформальной обстановке уютного застолья после научно-практической конференции. Дело было в Татарстане… Знаете, что сказали мне эти чудесные женщины о треугольнике Кандинского и тревоге Эфроимсона? – «Татьяна Васильевна! Мы готовы осваивать в работе с детьми самые современные научные идеи, — только помогите!»
Ссылки по теме:
ВИДЕО:
КОАПП на ЯндексеАУДИО: Архив передач КОАПП на сайте «Старое радио»
КОАПП (инсценировка)
КОАПП 1 — Люби меня как я тебя (инсценировка 1981)
КОАПП 2 — В поисках золотой середины ( инсценировка 1981)
КОАПП 3 — Съеденный этаж ( инсценировка 1981)
КОАПП 4 — Устами младенца ( муз. инсценировка 1981)
Очень важно в наше время всеми возможными средствами быстро и эффективно переводить в массовое сознание те культурные ценности, которые созданы героическим творческим трудом одиночек во всех областях культуры. Именно поэтому так важно сейчас собрать все, что создано Майленом Константиновским, тщательно изучить, обобщить, перевести в технологии. Он сам, конечно и безусловно, был человеком с вершины треугольника Кандинского. Идею освоения Человеком языка Природы не в обезличенной форме научных законов, а через интересы конкретных представителей дикой природы и ради дружественного партнерства с природой Майлену в готовом виде воспринять было не от кого. Он был первым. И он был предан этой идее всю жизнь. Служил ей верой и правдой. И совершил чудо. Будучи человеком с вершины треугольника, он не только не стал изгоем в среде близких. Он совершил подвиг, добившись при жизни широчайшего внедрения этой идеи в массовое сознание. Потому что блестяще применил такой эффективный инструмент, как устная речь. Думаю, в этом согласятся со мной многие, испытавшие на себе очарование радиосериала КОАПП… И я думаю, что уж если, здесь и сейчас, активно использовать культурное наследие Майлена, лучше бы не книги выпускать и не слишком удачные телесериалы, а вернуться к исходному жанру – звукозаписи… Это может быть и открытый эфир, и комплекты аудиокассет или дисков.
Грустно писать «был» о дорогом человеке. Преступно вовсе не писать о человеке, совершившем такой грандиозный прорыв в области развития культуры. Судьба человечества на планете Земля напрямую зависит от установления равновесных партнерских отношений с дикой природой. Придти к этому сможет только Человек, способный понимать язык Природы и уважать Права ее обитателей. Нас учил идти этим путем, учил красиво и изящно, замечательный человек – наш друг и товарищ Майлен Константиновский, писатель и драматург, педагог, радиоинженер и публицист.