Моноцикл, называемый иногда уноциклом – странное транспортное средство, особенно в плане безопасности передвижения на нем. Сейчас, в наш век всевозможной электроники, стабилизаторов, гироскопов и прочих искусственных интеллектов, покататься на одноколёсном байке под силу даже ребенку, но когда-то всё было совсем иначе.
Тем не менее, уже более ста лет талантливые энтузиасты то и дело изобретают колесо с моторчиком, удивляя публику.
Наибольшая активность в разработках моноциклов доэлектронной, так сказать, эпохи, пришлась на 1920-30 годы, причем тогда эти курьёзные механизмы казались перспективными, научно-популярная пресса пророчила им большое будущее. Даже проект автобуса с одним гигантским колесом был.
Чаще всего в сети попадается вот это фото в разных вариациях, на нем мы видим швейцарского изобретателя Герда, сидящего за рулем своего одноколёсного детища.
Это был 1931 год, эпоха, когда велосипед, ну то есть, монобайк не изобретал только ленивый. Некоторые источники утверждают, что Герд даже в Испанию ездил на этом, но информация не точная.
В том же году очень похожее колесо изобрел итальянский инженер Джовентоза , часто эта фамилия встречается под описанием изобретения Гердеса. Это распространенная ошибка в западных источниках информации.
Моноциклы имеют некоторую схожесть, оба появились в 1931 году, но если внимательно присмотреться, можно увидеть массу технических различий. В особенности двигатель.
У швейцарца был двухцилиндровый мотоциклетный мотор, у итальянца одноцилиндровый, при этом, есть мнение, что итальянское колесо способно разгоняться до 150 км/час. У меня есть большие сомнения относительно этой, фантастической на то время, характеристики.
В 1932 году английский инженер Джон Арчибальд Первес представил публике своё изобретение, названное «Диносферой».
Здесь проблема устойчивости моноколёс, была, похоже, решена шириной самого колеса, в котором спокойно размещался водитель, вместе с пассажиром, а вот с управляемостью, судя по лицу инженера, пытающегося то ли повернуть, то ли притормозить, видимо вопросы еще оставались.
Научно-популярная пресса пророчила «Диносферам» большое будущее.
Мечтали даже о подобии автобусов на гигантском колесе.
К 1935 году уже стало понятно, что без дополнительных опорных устройств обойтись не удастся. Впрочем, будущее для «Диносфер» не наступило.
Тем временем, обычные, компактные варианты по-прежнему появлялись. В 1936 году инженер Уолтер Нильссон представил своё изобретение.
Любопытна вот эта иллюстрация смелого монобайка - амфибии военного назначения.
Иллюстрация предположительно 1920-х годов. Интересно, люди, рисовавшие это, они всерьёз верили в возможность осуществить такой проект? Возможно, уверенность вселяли обычные, уже существовавшие в то время машины, такие как этот, созданный в 1924 году цирковой монобайк.
Или итальянский вариант от 1927 года, к сожалению, не знаю имени его создателя.
Кстати, в конце 1920-х появляются и первые моноколёса для детей.
С началом Второй мировой эксперименты с «изобретением колеса» прекращаются, робкие попытки вернуться к этой теме в Европе начнутся лишь в 1950-е, опять-таки, на уровне энтузиастов. Кстати, были такие энтузиасты и в СССР.
Один из самых известных современных энтузиастов – американец Керри Маклин, создавший современный моноцикл с двигателем мощностью 40 л.с., способный уверенно разгоняться и ехать до сотни миль в час.
«Колесо Маклина» создано по классической схеме «старой школы», где двигатель и водитель находятся внутри обода. Насколько мне известно, изобретатель даже собирал свои колёса под коммерческие заказы, правда, мотор ставил не такой мощный…
В завершении вот что скажу. Моноколесо – удивительная штука, которую можно изобретать снова и снова, и желающие это делать, я думаю, найдутся в любые времена.
Рекомендую пост про одноколёсный мотоцикл MV Augusta 60cc
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм