От исправности ходовой части подвижного состава зависит безопасность движения на железной дороге.
Чтобы повышать уровень безопасности движения необходимо своевременно выявлять и устранять возникающую отрицательную динамику.
Для этого служат специальные устройства, которые контролируют ходовую часть проходящих поездов. Называются они - КТСМ (Комплекс Технических Средств Модернизированный).
☝️КТСМ представляет собой комплекс аппаратно-программных средств собирающий данные о фактическом состоянии экипажной части подвижного состава прямо во время движения. Информация собирается, обрабатывается и передается по каналам связи на рабочие места оперативных работников контролирующих ходовую часть поездов и работников отвечающих за нормальное функционирование устройств контроля.
Аппаратура состоит из перегонного и станционного оборудования.
Перегонное оборудование включает в себя напольное (путевое) и постовое.
Напольное оборудование с помощью рельсовой цепи наложения (электронной педали) фиксирует момент вступления поезда на участок контроля.
Считает оси и определяет категорию подвижной единицы (локомотив, вагон грузовой, вагон пассажирский) с помощью датчиков счета осей.
Определяет уровень нагрева буксового узла и его тип с помощью напольных камер.
Постовая аппаратура управляет напольным оборудованием, обрабатывает поступающую информацию о проходящих поездах, выполняет функцию самодиагностики, измеряет температуру наружного воздуха и передает всю контрольную информацию в каналы связи.
Станционное оборудование состоит из регистратора и информатора.
На станции устанавливается автоматизированное рабочее место линейного пункта контроля, которое отображает информацию с перегонной аппаратуры.
При выявлении подвижных единиц с повышенным или критическим уровнем нагрева АРМ ЛПК информирует оператора об этом визуальной и звуковой информацией.
Оператору выдается основная информация:
➡️о номере поезда;
➡️направлении движения;
➡️количестве локомотивов в составе;
➡️количестве вагонов в составе;
➡️номере вагона имеющем нагрев;
➡️номере оси имеющей нагрев;
➡️стороне нагрева (правая/левая);
➡️уровне нагрева (t°С).
Дополнительно в радиоэфир передается сообщение двух видов:
☝️"Тревога-1" - обнаружен нагрев, требуется остановка на ближайшей станции для осмотра состава;
☝️"Тревога-2" - обнаружен критический нагрев, требуется немедленная остановка поезда на перегоне.
Видео остановки поезда по Тревоге-2:
☝️Еще существует контрольное сообщение "Тревога-0", но оно не подразумевает остановку поезда, а лишь информирует оператора о динамике нагрева буксового узла при движении по участку.
Помимо нагрева буксовых узлов КТСМ выявляет заторможенные колесные пары, нагрев шкивов (привода генератора у пассажирских вагонов) и волочащиеся предметы.
❗Случаются и ложные срабатывания аппаратуры КТСМ приводящие к необоснованным задержками поездов, из-за:
➡️влияния солнечного излучения;
➡️слива горячей воды из пассажирских вагонов;
➡️рассыпания или розлива горячего груза;
➡️заметённости снегом напольных камер;
➡️падение в поле зрения напольной камеры горячих окалин или стружек от тормозных колодок.
Аппаратура КТСМ устанавливается на всех участках железных дорог через каждые 25-35 км и перед всеми крупными станциями имеющими пункты технического обслуживания вагонов.
Материалы по теме:
Устройство контроля схода подвижного состава УКСПС