В годы революции, Первой мировой и Гражданской войн, в условиях дефицита денег, различные предприятия, товарищества, акционерные общества выпускали боны - кредитные билеты, чеки, по которым можно было получить продукты, товары, а также денежный эквивалент их заявленной стоимости.
Одновременно с обычными рублями по стране ходили чеки ГУЛАГа, чеки Внешпосылторга, боны для моряков, боны для Арктикугля (для работающих на Шпицбергене), и много других кредитных документов.
Денежные суррогаты были в обращении довольно долго: на территории РСФРС их запретили только в 1935 году, а в Средней Азии, еще позже, в 1941.
Коллекционирование бумажных денег и кредитных билетов, получившее название бонистика, стало активно развиваться с 1970-х годов. В Советском союзе государство активно поддерживало коллекционирование вышедших из обращения денежных знаков, так как их продажа на государственном уровне позволяла пополнять казну страны.
И, даже, если бы со стороны государства не было широкой поддержки, бонистика успешно развивалась бы сама по себе. Денежные знаки и боны создавались лучшими художниками и граверами с использованием передовых технологических приемов: металлографии, голографии, орловской печати и т.д. А большой формат бон позволял разместить на них много графической информации: гербы, аллегорические рисунки, портреты, пейзажи, текст. Бумажные деньги и чеки часто выглядели как настоящие произведения искусства.
И, как хорошие произведения искусства, боны стабильно растут в цене, а значит, отчасти продолжают выполнять свою финансовую роль, их всегда можно выгодно обменять на деньги))