Слышали присказку американских финансистов: «Sell in May and go away» («Май — продай и гуляй»)? Под этим подразумевается, что в период с мая по октябрь отдельные американские акции ведут себя хуже, чем в «зимний» период. Два интересных момента: во-первых, эту присказку биржевики стащили у британских аристократов, а, во-вторых, похоже, закономерность НЕ РАБОТАЕТ. Как так вышло? Читайте!
Сезонность в природе — это сменяющие друг друга циклы роста и увядания. В бизнесе и на бирже сезонность выражается в том, что спрос и цена на определенные товары регулярно то растут, то снижаются в зависимости от времени года.
Осенью в России дорожает теплая одежда (потому что winter is coming), в конце лета — сахар (потому что дачники начинают варить варенье) и канцтовары (потому что детей собирают в школу).
А вот овощи в пору сбора урожая, разумеется, дешевеют. В марте букет тюльпанов стоит дороже, чем в феврале или апреле, потому что на 8 Марта женщинам принято дарить букеты, а женщин в России — 78,7 миллионов.
Если купить товары с сезонным спросом в несезон, можно сэкономить. Но готовить сани летом — привилегия тех, кто умеет планировать. Как насчет планов при формировании капитала?
Среди начинающих трейдеров ходит много связанных с сезонностью мифов, которые могут запутать неопытного игрока.
Миф #1 — «октябрь — опасный месяц, когда надо ждать падения мировых рынков». Возник из-за того, что в октябре 1929-го и 1987-го биржи в США пережили катастрофический обвал. Но в другие годы эта закономерность не подтверждалась — с рынками все было в порядке.
Миф #2. Sell in May and go away — закономерность не работает. Аналитики Bank of America Merrill Lynch подсчитали, что обычно май — второй месяц в рейтинге заработков инвесторов. Если же май «слабый», это как правило, говорит о том, что июнь и июль могут показать позитивную динамику. Со всем скепсисом и оговорками про «прошлую доходность» — этот факт может заинтересовать тех, кто обдумывает возможность инвестиций.
Золото и сезонность
На Китай, Индию, Турцию и Ближний Восток приходится 57% спроса на золотые украшения. Четверть спроса — на индусов, для которых золотые украшения важны как часть традиции и религиозных обрядов. Ближе к октябрю — ноябрю на мировых биржах дорожает золото, так как в Индии — его крупнейшем мировом потребителе — празднуется Дивали, праздник урожая и нового года. Тогда же начинается сезон свадеб и длится с октября по февраль и с апреля по май, и перед его началом индийцы ежегодно запасаются золотыми украшениями для подарков молодоженам и многочисленным родственникам. Правда, покупки могут быть запланированы заранее, часто и готовят годами (иногда с рождения невесты), так что эффект может быть размазан по времени. В I кв. 2019 г. индусы купили 125,4 тонны золота, на 5% больше, чем в прошлом.
Почему не стоит пытаться на этом заработать?
Поиск и использование таких закономерностей на рынках называется сезонным трейдингом. Чтобы заработать с помощью сезонного трейдинга, нужен запас капитала, время и нешуточное везение.
Для непрофессионала попытка играть на сезонных колебаниях — очень рискованное занятие. Когда мы уверены, что раскусили закономерность, мы склонны делать более высокие ставки и закрывать глаза на возможные потери. Но под влиянием непредвиденных факторов сезонная картина может развиваться совсем не так, как в предыдущие 20 лет — и в результате вы остаетесь ни с чем.
Непрофессиональным игрокам выгоднее инвестировать в низкорисковые ETF по принципу buy and hold (купи и держи) или поручать ведение инвестиционного портфеля робо-эдвайзеру. Автоматический алгоритм подбирает инвестиционный портфель, отталкиваясь от персональной финансовой цели клиента. Затем он самостоятельно проводит регулярные перебалансировки, чтобы наполнение портфеля продолжало способствовать достижению поставленной финансовой цели. Сезоны не помеха!
Если вам понравилась статья, поддержите нас лайком и подписывайтесь на канал. Поделитесь статьей в соцсетях, если она оказалась полезной.