С точки зрения корпорации облигация — это договор займа между ней и инвестором. Инвестор даёт корпорации определённую сумму денег (номинал облигации) на определённый срок (её дюрацию), а в обмен он получает регулярные купонные выплаты, и в момент погашения возвращает одолженную сумму. Операции купли-продажи выпущенных облигаций инвесторами между собой (торги облигациями на бирже. или другими способами) практически не важны эмитенту, ему всё равно кому выплачивать занятые деньги. А вот условия начального размещения, которое обычно проводится в форме аукциона имеют решающее влияние на сумму привлечённого капитала.
Выпуск облигаций позволяет компаниям эффективно привлекать большое количество заёмных денег. Упрощается ведение бухгалтерии, поскольку все держатели облигаций определённого выпуска по сути заключают договор на одних и тех же условиях: с одинаковой ставкой и сроком кредита.
У компании, особенно акционерного общества, есть несколько способов привлечь капитал. Компания может занять деньги у банка или у другой компании, может совершить дополнительную эмиссию (выпустить акции и продать их), и наконец может выпустить облигации. Почему же корпорациям может быть удобен выпуск облигаций по сравнению с другими формами привлечения дополнительного капитала?
Заём в банке
Компания вполне может взять заём в банке, и многие компании имеют открытые кредитные линии, которые позволяют брать и возвращать эти деньги практически без проволочек. В то же время у выпуска облигаций есть ряд преимуществ. Во-первых, зачастую привлечь капитал при помощи облигационного займа можно под меньший процент, чем в банке. К примеру, сейчас процент по банковскому займу для компаний может составлять до 20% годовых, в то время как доходность 14% по облигациям рассматривается инвесторами как высокая.
Во-вторых, таким образом можно привлекать очень большие объёмы денег, зачастую гораздо большие, чем в одном банке. Так как выплаты по займам уменьшают прибыль корпораций, минимизировать эти выплаты — достаточно важно. Именно поэтому многие крупные компании выпускают облигации в ситуации, когда ставки кредитования низкие, даже не нуждаясь непосредственно в деньгах. Привлекая таким образом капитал под малый процент они могут его вкладывать в своё развитие и новые проекты.
Кроме того, выпуск облигаций зачастую даёт компании большую свободу. Чаще всего банки требуют залог и поручительство при выдаче долга, а также могут накладывать ограничения на операционную деятельность, к примеру на размер долговой нагрузки. В то же время корпоративные облигации часто выпускаются с офертой, что позволяет компании изменять величину купонных выплат при понижении ставок в экономике, либо вовсе выкупить облигации. Банки не всегда дозволяют такую гибкость в кредитных договорах.
Дополнительная эмиссия
Другим способом привлечения капитала является дополнительная эмиссия акций. На российском рынке такой способ применяется достаточно часто. Замечательно то, что в этом случае возвращать деньги, полученные в результате выпуска, не нужно. С другой стороны, эти деньги обмениваются на пропорциональную долю в компании, а у этого есть ряд недостатков. Поэтому в каких-то случаях корпорации предпочитают дополнительную эмиссию, а в каких-то выпуск облигаций.
Выпуская облигации, компания может привлекать капитал до тех пор, пока есть инвесторы, готовые их покупать. На владение компанией и капитализацию он напрямую никак не влияет. Выпуск же дополнительных акций приводит к размытию акционерного капитала, и может привести к падению цены акций. Действительно, при увеличении количества акций, прибыль на одну акцию падает, и если корпорация не сможет её нарастить, цена скорее всего упадёт.
Кроме того, дополнительная эмиссия приводит к тому, что старые владельцы вынуждены также участвовать в покупке новых акций, либо смириться с потерей части голосов на общем собрании. То есть, по сути вместо получения прибыли от своей доли, мажоритарные акционеры вынуждены вкладываться в компанию. При выпуске облигаций, этого не происходит, деньги привлекаются извне, не отдавая права управления.
От чего зависит купонная ставка?
При выпуске облигаций очень важно предложить правильную купонную ставку. Иначе, на начальном аукционе долг будет приобретён с существенным дисконтом, и фактическая ставка для компании окажется выше предложенной. Чем же определяется процентная ставка по облигациям? По большому счёту тремя факторами: средней ставкой на рынке, кредитным рейтингом корпорации, и дюрацией облигаций.
Компании могут выпускать облигации с разной дюрацией. Обычно на нашем рынке она составляет от 2 до 10 лет. На зарубежном рынке встречаются и гораздо более длинные облигации на 10, 30, 100 лет. Иногда встречаются и "вечные", к примеру по одной из голландских облигаций выпущенной в 1648 году организацией водоснабжения до сих пор выплачиваются проценты.
Как правило, чем меньше дюрация и выше кредитный рейтинг, тем на меньший процент может рассчитывать эмитент. С другой стороны, чем более долгие облигации и чем хуже кредитный рейтинг, тем большие купонные выплаты приходится предлагать, чтобы обеспечить достаточный интерес у инвесторов. Для инвестора полезно понимать мотивацию компании при выпуске займа для принятия своих инвестиционных решений.
Ставьте лайк 👍, подписывайтесь на канал, для того чтобы научиться инвестировать правильно. Поделитесь со своими друзьями этой статьёй в соц. сетях при помощи кнопки "Поделиться", а я буду вам за это благодарен. Если вам были полезны эти сведения, то вы можете помочь мне развивать канал сделав перевод на любую некритичную для вас сумму на яндекс-кошелёк. Жду ваших комментариев!
По всем вопросам, включая консультации и участие в семинарах, со мной можно связаться по e-mail: fsadovnik@yandex.ru.