Найти в Дзене

Все сейчас пишут о масштабировании бизнеса. И я напишу :-)

Все пишут о системе управления и бизнес-процессах и я раньше тоже думала, что причина невозможности масштабирования в них.. однако...
Все пишут о системе управления и бизнес-процессах и я раньше тоже думала, что причина невозможности масштабирования в них.. однако...

Однако, теперь я уверена совершенно в другом.

Основная задача основателя бизнеса - создать продукт, который нужен и найти каналы его сбыта. Всё просто. Только в случае наличия того и другого можно вообще говорить о масштабировании.

У большинства компаний из сегмента МСБ нет продукта и каналов его сбыта. Чаще бывает, что в начале деятельности продукт был, но потом потерялся. Это происходит в моменты оптимизации расходов и часто вместе с водой выплескивают ребеночка, т.е. в угоду краткосрочной прибыли убивается важная составная часть продукта. Бывают маркетологи "помогают". Люблю их, но и у них "бывает" :-).

Также встречаются случаи, когда продукт создается по ходу продажи для каждого клиента, если это происходит в течение первых 2-3х лет жизни компании - эт нормально. Дальше - ссори, но у вас нет продукта и вы по-прежнему в поиске, потому что "у нас индивидуальный подход" масштабировать нельзя.

Аркадий Морейнис вообще рекомендует сразу искать большие рынки с устойчивым спросом, вот где масштаб- то заложен.

Говорят маркетинга часто не хватает МСБ, а я считаю - продактов. Маркетинг и сейлы нужны, чтобы выбрать каналы для донесения главного посыла аудитории, а затем её привлечь и продать ей продукт. Но если продукта нет, всем остальным заниматься бессмысленно.

Как понять есть ли у вас шанс масштабироваться? Для начала необходимо понять удалось ли вам создать продукт. Ну и не забывать, что для этого вам нужно отложить корону, вернуться мозгом в начало вашего бизнеса, обнулиться в голове, так сказать, и только потом уже читать и делать то, что написано ниже. Я в вас верю! Многим помогло :-).

Действующему бизнесу в этот момент на помощь придет тест Шона Эллиса.

"ТЕСТ ШОНА ЭЛЛИСА

Шон Эллис руководит консалтинговой компанией 12in6, которая специализируется на помощи стартапам, находящимся в стадии переходного роста. В качестве проверочного условия для начала сотрудничества со стартапом он использовал опрос клиентов компании, ставивший целью определить наличие раннего привлечения, которое, в свою очередь, является хорошим показателем того, что стартап находится на верном пути.

В ходе опроса клиентам предлагалось ответить на несколько вопросов:

Как бы вы чувствовали себя, если бы не смогли больше пользоваться продуктом этой компании?

  • Очень расстроенным
  • Слегка расстроенным
  • Совсем не расстроенным (он не очень мне нужен)
  • Не знаю, я больше не пользуюсь этим продуктом

Если более 40% ваших клиентов говорят, что они будут «очень расстроены» отсутствием вашего продукта, то у вас есть большой шанс построить устойчивый и масштабируемый бизнес на этом безусловно нужном продукте. Показатель 40% был выведен эмпирически по результатам анализа деятельности сотен стартапов. Те из них, которые преодолевали показатель 40%, обычно могли устойчиво расширять свой бизнес; те, кому не удалось достичь потолка 40%, обычно еле сводили концы с концами."

По результатам таких опросов я видела разные результаты и реакции собственников.Чаще, конечно, неприятие. Но дело ваше, собственно.

Если в компании есть продукт - именно вокруг него строятся все процессы и, в том числе, команда. Когда продукта нет - в компании больше дури и человеческого фактора, который превращает бизнес в песочницу.

Если тема интересна - покопайте вглубь. Ниже наводки.

Что почитать по теме ...
Что почитать по теме ...

1. Понятие продукта характерно для реального бизнеса и для ИТ. Там эти термины прижились, методологии и практика применения разных моделей накопилась приличная, а логика подходит для любого сегмента.

Поэтому, независимо от того, каким бизнесом/отраслью/продуктом вы занимаетесь - вам будет полезно прочесть книгу "RUNNING LEAN". Один прекрасный человек перевел ее на русский язык, в ином виде на русском я ее не видела, читать тут. Главы опубликованы в обратном порядк по мере перевода книги, читать начинайте снизу. Цитата выше - оттуда.

"Книга действительно системно прочищает мозги и помогает задуматься о правильном распределении ресурсов независимо от того, запускаете ли вы стартап или двигаете бизнес с какой-то ненулевой точки" - так сказал о книге автор перевода.

2. Бесплатная он-лайн школа Яндекс. Академия, там раздел Школа менеджмента, все уроки полезны, но особенно хорош "Продуктовое мышление".

Есть вопросы - задайте мне их по почте yulia@malinskaya.com.

В поддержку ваших возможностей,
Юлия Малинская.