Найти в Дзене
Философские байки

«Почему вообще должен существовать сознательный опыт?» Д.Чалмерс про трудную проблему сознания (время чтения — 5 минут)

Оглавление

Дэвид Чалмерс — современный философ из Австралии. Он считается одним из самых известных и популярных философов сознания. Один из ключевых секретов его успеха — то, что в 1994 году на туссанской конференции он открыто провозгласил, что «поиск нейрональных и когнитивных коррелятов феноменов сознания» — это ерунда, это решить легко. Ну, то есть этим надо заниматься, конечно, но по сложности такие вопросы не сравнятся с трудной проблемой сознания.

На этой фотографии Д.Чалмерс, по нашему мнению, немного похож на рокера. Интересно, можно ли назвать его "рокер от философии"?
На этой фотографии Д.Чалмерс, по нашему мнению, немного похож на рокера. Интересно, можно ли назвать его "рокер от философии"?

Трудная проблема сознания

Другое дело — трудная проблема сознания, а именно: почему физические процессы в нашем мозге дают начало субъективному миру? Почему вообще должен существовать сознательный опыт? Почему наши информационные процессы «не проходят в темноте»?

То, что человек что-то говорит и делает, отвечает на стимулы какими-то реакциями — совершенно не удивительно. Компьютер тоже так может. Удивительно то, что он при этом ещё что-то осознаёт! И сам факт такого осознания ставит множество вопросов:

«Является ли само сознание физическим, или же оно попросту сопутствует физическим системам? Насколько распространено сознание? Есть ли сознательный опыт, к примеру, у мышей?»
— Чалмерс Д. В поисках фундаментальной теории

Есть и другие вопросы. Почему мы видим красное именно так, а не иначе? А что, если то, что мы видим как красное, кто-то другой видит, как зелёное, и наоборот? Мы же никогда об этом (наверное) не сможем узнать.

Комикс Calvin and Hobbes © Watterson. Приведён в книге Чалмерса для иллюстрации выразимости обонятельного опыта.
(1) — Ммм... Кто-то развел костер. Люблю запах костра в холодный зимний день. 
(2) — Не странно ли, что запахи так бередят память, но мы не можем описать их?
(3) — Ох, не знаю. Тот костер пахнет так огневито и хворостисто.
(4) — Я мог бы и догадаться, что у животных есть слова для запахов. — Немного
брунковат, из-за сухого воздуха.
Комикс Calvin and Hobbes © Watterson. Приведён в книге Чалмерса для иллюстрации выразимости обонятельного опыта. (1) — Ммм... Кто-то развел костер. Люблю запах костра в холодный зимний день. (2) — Не странно ли, что запахи так бередят память, но мы не можем описать их? (3) — Ох, не знаю. Тот костер пахнет так огневито и хворостисто. (4) — Я мог бы и догадаться, что у животных есть слова для запахов. — Немного брунковат, из-за сухого воздуха.

Чалмерс приводит пример из своего опыта: в детстве один его глаз видел плохо, и когда ему дали очки, мир для него существенно изменился. Технически, зрение изменилось совсем немного, но ощущение от такой глубины и трёхмерности мира его поразило.

Информационные процессы сопровождается некоторыми сознательными переживаниями — квалиями (встречается ещё перевод "кволиями"). Могут быть квалии цвета, запаха, тона, страха, боли или даже собственного я.

Как же, по мнению Чалмерса, можно подойти к трудной проблеме сознания? Как эти квалии можно увязать с теорией сознания?

Д. Чалмерс, 2012
Д. Чалмерс, 2012

Принципы, которые могли бы быть компонентами окончательной теории сознания

Чалмерс выделяет несколько принципов, которые он выделил и которые могли бы стать компонентами окончательной теории сознания (сам он, конечно, не утверждает, что готов её построить прямо сейчас).

1. Сознание сопряжено с осведомлённостью.

Если мы имеем доступ к какой-то информации, то её сопровождает какой-то сознательный опыт. И наоборот: если у нас есть сознательный опыт, то он обязательно сопровождается некоторой информацией.

2. Структура сознания сопряжена со структурой осведомлённости

Многообразию опыта соответствует многообразие информации, и наоборот. Если мы видим, что предмет состоит из красного и жёлтого, у нас присутствует и квалия красноты, и квалия желтизны.

3. Сознание — организационный инвариант

Если некоторая система обладает сознательными переживаниями , то любая другая система со сходными функциями, которая так же высоко детализирована, тоже обладает качественно тождественными переживаниями.

Впрочем, завершив три части своей книги, Чалмерс замечает, что его теория не специфична в предсказаниях. Но есть ли такая теория, которая сможет предсказывать квалии на основе физической информации?

Чалмерс говорит, что «в настоящий момент у нас нет такой теории, но нет резона полагать, что подобная теория вообще является невозможной».

В следующей статье мы пишем про дискуссию Чалмерса и Дубровского.