Дэвид Чалмерс — современный философ из Австралии. Он считается одним из самых известных и популярных философов сознания. Один из ключевых секретов его успеха — то, что в 1994 году на туссанской конференции он открыто провозгласил, что «поиск нейрональных и когнитивных коррелятов феноменов сознания» — это ерунда, это решить легко. Ну, то есть этим надо заниматься, конечно, но по сложности такие вопросы не сравнятся с трудной проблемой сознания.
Трудная проблема сознания
Другое дело — трудная проблема сознания, а именно: почему физические процессы в нашем мозге дают начало субъективному миру? Почему вообще должен существовать сознательный опыт? Почему наши информационные процессы «не проходят в темноте»?
То, что человек что-то говорит и делает, отвечает на стимулы какими-то реакциями — совершенно не удивительно. Компьютер тоже так может. Удивительно то, что он при этом ещё что-то осознаёт! И сам факт такого осознания ставит множество вопросов:
«Является ли само сознание физическим, или же оно попросту сопутствует физическим системам? Насколько распространено сознание? Есть ли сознательный опыт, к примеру, у мышей?»
— Чалмерс Д. В поисках фундаментальной теории
Есть и другие вопросы. Почему мы видим красное именно так, а не иначе? А что, если то, что мы видим как красное, кто-то другой видит, как зелёное, и наоборот? Мы же никогда об этом (наверное) не сможем узнать.
Чалмерс приводит пример из своего опыта: в детстве один его глаз видел плохо, и когда ему дали очки, мир для него существенно изменился. Технически, зрение изменилось совсем немного, но ощущение от такой глубины и трёхмерности мира его поразило.
Информационные процессы сопровождается некоторыми сознательными переживаниями — квалиями (встречается ещё перевод "кволиями"). Могут быть квалии цвета, запаха, тона, страха, боли или даже собственного я.
Как же, по мнению Чалмерса, можно подойти к трудной проблеме сознания? Как эти квалии можно увязать с теорией сознания?
Принципы, которые могли бы быть компонентами окончательной теории сознания
Чалмерс выделяет несколько принципов, которые он выделил и которые могли бы стать компонентами окончательной теории сознания (сам он, конечно, не утверждает, что готов её построить прямо сейчас).
1. Сознание сопряжено с осведомлённостью.
Если мы имеем доступ к какой-то информации, то её сопровождает какой-то сознательный опыт. И наоборот: если у нас есть сознательный опыт, то он обязательно сопровождается некоторой информацией.
2. Структура сознания сопряжена со структурой осведомлённости
Многообразию опыта соответствует многообразие информации, и наоборот. Если мы видим, что предмет состоит из красного и жёлтого, у нас присутствует и квалия красноты, и квалия желтизны.
3. Сознание — организационный инвариант
Если некоторая система обладает сознательными переживаниями , то любая другая система со сходными функциями, которая так же высоко детализирована, тоже обладает качественно тождественными переживаниями.
Впрочем, завершив три части своей книги, Чалмерс замечает, что его теория не специфична в предсказаниях. Но есть ли такая теория, которая сможет предсказывать квалии на основе физической информации?
Чалмерс говорит, что «в настоящий момент у нас нет такой теории, но нет резона полагать, что подобная теория вообще является невозможной».
В следующей статье мы пишем про дискуссию Чалмерса и Дубровского.