И громоздкие, как танки,
"Форды", "линкольны", "СЕЛЕНЫ",
Элегантные "мустанги",
"Мерседесы", "ситроены".
В. Высоцкий
В конце 50-х годов одной из итальянских фирм, собравшей под свои знамена лучших автомобильных дизайнеров того времени стала знаменитая компания Ghia, основанная в 1915 году в Турине. Собственно Ghia никогда не занималась серийным производством. На первом месте всегда стояли идеи и концепции. Специалисты фирмы разработали множество великолепных концепт-каров, блиставших на международных автосалонах. Но передовые идеи разработчиков компании находили свое применение и в серийной продукции настоящих автогигантов. Например, хорошо известен серийный автомобиль Volkswagen Karmann Ghia, выпускавшийся на платформе «жука» с 1955 по 1974 год.
После смерти в 1944 году отца-основателя Джачинто Гиа, согласно его распоряжению дела фирмы перешли к его другу – туринскому кузовщику Марио Феличе Боано. В 1950 году американская фирма Chrysler обратилась к Ghia с заказом о постройке прототипа новой модели автомобиля Plimouth. В 1951 году увидел свет всем известный ныне концепт XX-500,
положивший начало золотого века дизайна автомобилей Chrysler. С приходом в Ghia нового инженера Луиджи Сегре, впоследствии ставшего также одним из совладельцев компании, между Chrysler и Ghia был заключен долгосрочный договор. Результатом работы этого тандема стали новые концепты K-310 и С-200.
В данных разработках также принимал участие американский дизайнер Вирджил Экснер.
В 1955 году очередной фурор на Туринском автосалоне произвел концепт-кар от Ghia, пришелица из космоса – модель Gilda
Наконец, в 1959 году на свет появляется вершина творчества Ghia - великолепная Selene, в создании которой принимали участие американский архитектор Том Тьярда, живший в Турине, и Серджио Сарторелли. Руководил работой лично Луиджи Сегре.
Название "Селена" (Selene - "Луна" по древнегречески) родилось в cвязи с набиравшей популярность в те годы космической темой.
Selene представляет из себя концепт-кар вагонной компоновки с задним расположением двигателя. В то же самое время работы над созданием похожих автомобилей велись и в СССР группой инженеров и дизайнеров из института НАМИ под руководством профессора Юрия Ароновича Долматовского.
В 1951 году ими был создан знаменитый концепт НАМИ 013, получивший в обиходе прозвище «Чита».
Это странное название связано с тем, что появление поздней версии данного концепта на публике совпало с выходом на экраны советских кинотеатров популярного американского фильма о приключениях Тарзана. И московские мальчишки заметили сходство между физиономией обезьяны Читы из фильма с широким «ртом» и покатым лбом машины.
1955 году группой Долматовского был разработан еще один автомобиль вагонной компоновки – НАМИ 050 «Белка»,
призванный воплотить в себе идею народного автомобиля для СССР. К сожалению, до серийного производства этого автомобиля дело так и не дошло. Надо отметить, что в разработках советских и итальянских дизайнеров того времени было много общих черт.
Как и советская «Чита», концепт Selene имел три ряда сидений, первый из которых располагался в переднем свесе, а средний ряд был направлен против хода движения автомобиля, образуя вместе с задним рядом как-бы отдельное пространство.
В 1962 году Selene приехала в Москву в рамках проходившей в парке Сокольники Итальянской промышленной выставки. Автомобиль демонстрировался на выставочной площадке концерна FIAT,
который уже тогда начал вести переговоры с Советским руководством о строительстве автозавода в Тольятти. На этом стенде и состоялась знаменитая очная встреча дизайнеров Ghia с советскими конструкторами из группы Ю.А.Долматовского. Незадолго до открытия выставки Ю.А. Долматовский получил от Луиджи Сегре письмо следующего содержания: «Я решил использовать выставку, чтобы отдать дань уважения вашему конструкторскому бюро. Примите это также как знак моей неизменной дружбы. «Селена» к концу месяца покинет Турин, будет показана на выставке в Москве, а после ее закрытия будет передана вам в вечное владение. Я надеюсь, что будучи полезной для вас, она послужит также постоянным напоминанием обо мне».
28 мая 1962 года в день открытия выставки ее посетил Н.С. Хрущев. Ему, в частности, были показаны макет будущего завода в Тольятти и макет автомобиля Selene. В последний же день работы выставки итальянская делегация, как и планировалось, оставила макет Selene в Москве, приложив к нему мемориальную табличку с текстом:
«Макет автомобиля Selene разработан и изготовлен художественно-конструкторской организацией Ghia (Турин, Италия). Подарен в 1962 году конструкторам советских экспериментальных легковых автомобилей вагонного типа в знак единства технических идей и дружбы».
Однако, в силу ряда причин, одной из которых послужило отсутствие в тот день в Москве Ю.А. Долматовского, макет по ошибке или умышленно был отправлен не в НАМИ, а в только что организованный на территории ВДНХ Институт технической эстетики, который не захотел с ним расставаться. Все дальнейшие усилия Ю.А.Долматовского по передаче "Селены" в НАМИ были тщетными. Результатом этого в конечном итоге стал переход самого Долматовского из НАМИ в вышеназванный институт. Так велико было его желание продолжить работу над столь перспективной темой.
Однако на этом злоключения итальянского подарка не закончились. Непостижимым образом он оказался в распоряжении московской организации под названием ПО «Мостранскомплект», откуда в 1988 году он в конечном итоге был передан в Политехнический музей. На тот момент концепт кар имел серьезные утраты. У него отсутствовало рулевое колесо (точнее штурвал), фирменная эмблема и стекло одного из передних габаритных фонарей.
В 2010 году автомобиль был извлечен из запасников "Политеха" и передан на временное экспонирование в московский Музей ретро автомобилей на Рогожском валу.
В 2013 году концепт-кар после долгих скитаний благополучно вернулся в Политехнический музей и в настоящий момент доступен для обозрения всем желающим в его открытых фондах на территории бывшего АЗЛК в Москве.
Интересно, что в1989 году, то есть ровно через год после поступления концепта Selene в Политехнический музей, сам Юрий Аронович Долматовский
передал в дар музею драгоценные рабочие эскизы Селены, полученные им в свое время от самого Луиджи Сегре.
Итальянская машина производила настолько сильное впечатление, что вдохновляла своим видом не только автомобильных дизайнеров, но также великих поэтов и кинематографистов. В 1968 году Владимир Высоцкий написал замечательную лирическую «Песню о двух красивых машинах», упомянув в ней название "Селена". Поскольку других автомобилей с тем же именем в то время не было, можно смело утверждать, что поэт имел в виду тот самый автомобиль. Позднее, в 1974 году уже непосредственно саму машину задействовали на Киностудии имени Горького, при съемках детского фантастического фильма: «Большое космическое путешествие», рассказывавшего об эксперименте по подготовке космического экипажа, составленного из подростков. К слову, в этом фильме Дважды Герой Советского Союза космонавт Алексей Архипович Леонов сыграл самого себя.
Позднее, уже после смерти Луиджи Сегре его дизайнерской группой был создан другой концепт-кар под названием "Селена 2". Но это уже другая история.
Благодарю, что дочитали мою публикацию до конца.