Найти в Дзене
Ретро Авто Мото

Концепт-кар "Селена" в подарок СССР

Великолепная "Селена"
Великолепная "Селена"
И громоздкие, как танки,
"Форды", "линкольны", "СЕЛЕНЫ",
Элегантные "мустанги",
"Мерседесы", "ситроены".
В. Высоцкий

В конце 50-х годов одной из итальянских фирм, собравшей под свои знамена лучших автомобильных дизайнеров того времени стала знаменитая компания Ghia, основанная в 1915 году в Турине. Собственно Ghia никогда не занималась серийным производством. На первом месте всегда стояли идеи и концепции. Специалисты фирмы разработали множество великолепных концепт-каров, блиставших на международных автосалонах. Но передовые идеи разработчиков компании находили свое применение и в серийной продукции настоящих автогигантов. Например, хорошо известен серийный автомобиль Volkswagen Karmann Ghia, выпускавшийся на платформе «жука» с 1955 по 1974 год.

Автомобиль Volkswagen Karmann Ghia
Автомобиль Volkswagen Karmann Ghia
Салон автомобиля Volkswagen Karmann Ghia
Салон автомобиля Volkswagen Karmann Ghia

После смерти в 1944 году отца-основателя Джачинто Гиа, согласно его распоряжению дела фирмы перешли к его другу – туринскому кузовщику Марио Феличе Боано. В 1950 году американская фирма Chrysler обратилась к Ghia с заказом о постройке прототипа новой модели автомобиля Plimouth. В 1951 году увидел свет всем известный ныне концепт XX-500,

Концепт-кар Plimouth XX-500
Концепт-кар Plimouth XX-500

положивший начало золотого века дизайна автомобилей Chrysler. С приходом в Ghia нового инженера Луиджи Сегре, впоследствии ставшего также одним из совладельцев компании, между Chrysler и Ghia был заключен долгосрочный договор. Результатом работы этого тандема стали новые концепты K-310 и С-200.

Концепт-кар Chrysler K-310
Концепт-кар Chrysler K-310
Концепт-кар Chrysler C-200
Концепт-кар Chrysler C-200
В данных разработках также принимал участие американский дизайнер Вирджил Экснер.

В 1955 году очередной фурор на Туринском автосалоне произвел концепт-кар от Ghia, пришелица из космоса – модель Gilda

Концепт-кар Ghia Gilda
Концепт-кар Ghia Gilda

Наконец, в 1959 году на свет появляется вершина творчества Ghia - великолепная Selene, в создании которой принимали участие американский архитектор Том Тьярда, живший в Турине, и Серджио Сарторелли. Руководил работой лично Луиджи Сегре.

Концепт-кар "Селена". Вид сзади.
Концепт-кар "Селена". Вид сзади.
Название "Селена" (Selene - "Луна" по древнегречески) родилось в cвязи с набиравшей популярность в те годы космической темой.

Selene представляет из себя концепт-кар вагонной компоновки с задним расположением двигателя. В то же самое время работы над созданием похожих автомобилей велись и в СССР группой инженеров и дизайнеров из института НАМИ под руководством профессора Юрия Ароновича Долматовского.

В 1951 году ими был создан знаменитый концепт НАМИ 013, получивший в обиходе прозвище «Чита».
Автомобиль НАМИ 013 "Чита"
Автомобиль НАМИ 013 "Чита"

Это странное название связано с тем, что появление поздней версии данного концепта на публике совпало с выходом на экраны советских кинотеатров популярного американского фильма о приключениях Тарзана. И московские мальчишки заметили сходство между физиономией обезьяны Читы из фильма с широким «ртом» и покатым лбом машины.

1955 году группой Долматовского был разработан еще один автомобиль вагонной компоновки – НАМИ 050 «Белка»,

Автомобиль НАМИ 050 "Белка"
Автомобиль НАМИ 050 "Белка"

призванный воплотить в себе идею народного автомобиля для СССР. К сожалению, до серийного производства этого автомобиля дело так и не дошло. Надо отметить, что в разработках советских и итальянских дизайнеров того времени было много общих черт.

Как и советская «Чита», концепт Selene имел три ряда сидений, первый из которых располагался в переднем свесе, а средний ряд был направлен против хода движения автомобиля, образуя вместе с задним рядом как-бы отдельное пространство.

В 1962 году Selene приехала в Москву в рамках проходившей в парке Сокольники Итальянской промышленной выставки. Автомобиль демонстрировался на выставочной площадке концерна FIAT,
"Селена" на Выставочной площадке концерна FIAT в 1962 году
"Селена" на Выставочной площадке концерна FIAT в 1962 году

который уже тогда начал вести переговоры с Советским руководством о строительстве автозавода в Тольятти. На этом стенде и состоялась знаменитая очная встреча дизайнеров Ghia с советскими конструкторами из группы Ю.А.Долматовского. Незадолго до открытия выставки Ю.А. Долматовский получил от Луиджи Сегре письмо следующего содержания: «Я решил использовать выставку, чтобы отдать дань уважения вашему конструкторскому бюро. Примите это также как знак моей неизменной дружбы. «Селена» к концу месяца покинет Турин, будет показана на выставке в Москве, а после ее закрытия будет передана вам в вечное владение. Я надеюсь, что будучи полезной для вас, она послужит также постоянным напоминанием обо мне».

28 мая 1962 года в день открытия выставки ее посетил Н.С. Хрущев. Ему, в частности, были показаны макет будущего завода в Тольятти и макет автомобиля Selene. В последний же день работы выставки итальянская делегация, как и планировалось, оставила макет Selene в Москве, приложив к нему мемориальную табличку с текстом:

«Макет автомобиля Selene разработан и изготовлен художественно-конструкторской организацией Ghia (Турин, Италия). Подарен в 1962 году конструкторам советских экспериментальных легковых автомобилей вагонного типа в знак единства технических идей и дружбы».

Однако, в силу ряда причин, одной из которых послужило отсутствие в тот день в Москве Ю.А. Долматовского, макет по ошибке или умышленно был отправлен не в НАМИ, а в только что организованный на территории ВДНХ Институт технической эстетики, который не захотел с ним расставаться. Все дальнейшие усилия Ю.А.Долматовского по передаче "Селены" в НАМИ были тщетными. Результатом этого в конечном итоге стал переход самого Долматовского из НАМИ в вышеназванный институт. Так велико было его желание продолжить работу над столь перспективной темой.

Концепт-кар "Селена" на территории ВДНХ в окружении сотрудников Института технической эстетики
Концепт-кар "Селена" на территории ВДНХ в окружении сотрудников Института технической эстетики

Однако на этом злоключения итальянского подарка не закончились. Непостижимым образом он оказался в распоряжении московской организации под названием ПО «Мостранскомплект», откуда в 1988 году он в конечном итоге был передан в Политехнический музей. На тот момент концепт кар имел серьезные утраты. У него отсутствовало рулевое колесо (точнее штурвал), фирменная эмблема и стекло одного из передних габаритных фонарей.

В 2010 году автомобиль был извлечен из запасников "Политеха" и передан на временное экспонирование в московский Музей ретро автомобилей на Рогожском валу.

"Селена" в экспозиции Музея ретро автомобилей на Рогожском валу
"Селена" в экспозиции Музея ретро автомобилей на Рогожском валу

В 2013 году концепт-кар после долгих скитаний благополучно вернулся в Политехнический музей и в настоящий момент доступен для обозрения всем желающим в его открытых фондах на территории бывшего АЗЛК в Москве.

Интересно, что в1989 году, то есть ровно через год после поступления концепта Selene в Политехнический музей, сам Юрий Аронович Долматовский

Юрий Аронович Долматовский
Юрий Аронович Долматовский

передал в дар музею драгоценные рабочие эскизы Селены, полученные им в свое время от самого Луиджи Сегре.

Эскиз бокового вида "Селены", полученный от самого Луиджи Сегре
Эскиз бокового вида "Селены", полученный от самого Луиджи Сегре

Итальянская машина производила настолько сильное впечатление, что вдохновляла своим видом не только автомобильных дизайнеров, но также великих поэтов и кинематографистов. В 1968 году Владимир Высоцкий написал замечательную лирическую «Песню о двух красивых машинах», упомянув в ней название "Селена". Поскольку других автомобилей с тем же именем в то время не было, можно смело утверждать, что поэт имел в виду тот самый автомобиль. Позднее, в 1974 году уже непосредственно саму машину задействовали на Киностудии имени Горького, при съемках детского фантастического фильма: «Большое космическое путешествие», рассказывавшего об эксперименте по подготовке космического экипажа, составленного из подростков. К слову, в этом фильме Дважды Герой Советского Союза космонавт Алексей Архипович Леонов сыграл самого себя.

Кадр из фильма "Большое космическое путешествие"
Кадр из фильма "Большое космическое путешествие"

Позднее, уже после смерти Луиджи Сегре его дизайнерской группой был создан другой концепт-кар под названием "Селена 2". Но это уже другая история.

Концеп-кар "Селена 2"
Концеп-кар "Селена 2"

Благодарю, что дочитали мою публикацию до конца.

Авто
5,66 млн интересуются