Как писать о розыске детей, чтобы не налететь на штрафы
Подростки, случается, уходят из дома - кто-то чтобы "проучить" строгих родителей, кто-то - в поисках приключений. Пока полиция ищет неразумное чадо, которое, к слову, в ходе самостоятельных путешествий вполне может стать жертвой преступления, родители пытаются самостоятельно отыскать информацию о местонахождении ребенка. Чаще всего активность пап и мам не приносит значимых результатов в отличие от действий профессионалов в погонах, но их легко понять: разве усидишь на месте, если твой ребенок, возможно, попал в беду?
Родители пишут о пропаже ребенка в социальные сети, приходят в редакции газет и телеканалов с просьбой дать объявление с фотографией сына или дочки. Обычно редакторы и журналисты идут навстречу несчастным семьям. Главное для нас в таких случаях – руководствуясь искренним желанием помочь, не навредить себе. Если дело касается разглашения персональных данных детей (а публикация портрета вместе с подписью, содержащей имя и фамилию изображенного на нем человека, — это уже персональные данные), Роскомнадзор не дремлет.
Медиаюристы советуют давать информацию о розыске в том объеме, в котором ее предоставляет полиция. Лучше не включать в заметку или телесюжет рассказ о сложностях в отношениях с родителями или о конфликтах с учителями и одноклассниками. Все коротко и ясно: имя-фамилия, возраст, когда пропал, во что был одет, особые приметы.
Перед публикацией обязательно свяжитесь с отделом полиции и уточните реальное положение дел: возможно, ребенка уже нашли, но еще не успели довести эту информацию до его законных представителей. Если поиск продолжается, на всякий случай подстрахуйтесь – запросите у правоохранительных органов официальную ориентировку. Не забудьте взять заявление у родителей о том, что они не возражают против распространения персональных данных их сына или дочери.
Зачем нужны такие предосторожности, которые кажутся избыточными? Просто санкции за нарушение закона о защите персональных данных очень уж чувствительны. Для СМИ (сетевого издания) они таковы:
- предупреждение от управления Роскомнадзора в рамках ст.4 Закона «О СМИ»;
- административная ответственность по ч.3 ст.13.15 КоАП: штраф на редактора — от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 400 тысяч до 1 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Даст бог, ребенок отыщется. Вне зависимости от того, совершались ли в отношении него противоправные действия, СМИ обязано лаконично проинформировать аудиторию о том, что «Сережа Иванов нашелся». При этом нельзя повторно публиковать фотографию несовершеннолетнего и прочие сведения о нем, посредством которых можно прямо или косвенно установить его личность. Аргументация такова: в первом случае использование фотоснимка было оправдано защитой прав ребенка, а во втором случае этой цели нет.
Удалять ли объявление о розыске с интернет-сайта и из соцсетей после того, как ребенка отыскали? Однозначного ответа мне найти не удалось. Альянс независимых региональных издателей рекомендует убрать эту информацию из общего доступа. Сайт «Медиа-юрист.ру» считает, что достаточно не включать в заметку о том, что ребенок найден, ссылку на первый материал по теме.
Источники, используемые при подготовке поста:
http://rkn.gov.ru – Роскомнадзор.
https://anri.org.ru – Альянс независимых региональных издателей.
http://media-urist.ru – Юридическая служба по защите прав журналистов и блогеров.