Найти тему
Гипермышление

Где предел развития технологии?

Мы живем в мире, который пронизан разными технологиями, механизмами и инструментами, гаджетами и алгоритмами. Но так было не всегда. С момента появления человека-разумного технологий как таковых не было, были просто инстинктивные действия по собиранию еды, плодов деревьев, ягод, потом к ним добавилась и охота на животных.

Возможно именно охота, состязательность и организованность подстегнула человека разумного к созданию первых инструментов и приемов работы этой самой охоты; Десятки тысяч лет понадобилось для становления первого техноуклада — земледелия, появления ручного инструмента и одомашнивания животных. Местом т. н. «работы» была земля, поле, а результаты зависели в большей части от сил природы.

Следующая технологическая революция прошла за несколько тысяч лет и также незаметно появилось ремесленничество, работа в мастерской. Человек выступал в роли мастера, а секреты передавались из уст в уста ученикам. Результат определяется способностями человека и ручными инструментами.

Далее произошла промышленная революция (3-й техноуклад), всего несколько сотен лет прошло с появления паровой машины и железной дороги, электричества. Это эпоха материализации технологий, появились машины и механизмы, источники энергии. Роль человека изменилась в сторону обслуживания машин, человек стал придатком технологии, а результат определяется машинами.

-2

Большинство из нас стали свидетелями появления за последние несколько десятков лет 4-го техноуклада — это связано с появлением белых воротничков, работников офиса. Произошло отделение человека от материального производства. Задача человека решить «Что?» и «Как?» производить, а потом «Кому?» и «Как?» продавать, а производственные технологии вышли на уровень, когда они готовы выполнить любой ваш заказ.

Развитие IT технологий, сбор данных о потребителе, появление BIG-DATA, диджитализация всего с перспективой подключения к сети, дистанционная работа, обучение, медицина, говорят о том, что на нас уже накатывается следующий, 5-й техноуклад и счет идет на года. Работа уже начинает выстраивается вокруг обработки и обмена информацией. а остальное дело техники. Качество результата определяет доступом к информации, аналитическими способностями и программным обеспечением (вычислительной машиной). Собственно это и есть пункт назначения, добро пожаловать «цифровую экономику».

-3

А дальше? Я полагаю, что технологии продолжат свое развитие, за нейросетями, генетическими алгоритмами и квантовой логикой появится «Сильный искусственный интеллект» (СИИ), роль и место человека снова начнет меняться. Точно сказать каким будет следующий шестой техноуклад сложно. Но в общих очертаниях ясно, что работа отдельного человека будет проходить уже в придуманных «вселенных», в мифах или историях. Работа будет выстраиваться вокруг создания бренда (формирования «правильного сознания») и диалога с ИИ — искусственным интеллектом, которому мы и передадим интеллектуальную часть работы.

-4

Задача человека будет в формировании образов желаемого (дизайн+) и делиться своими чувствами… Но это позитивно-прогрессивный прогноз, и скорее все пойдет по другому. Единственно, что можно сказать точно, что техноуклады будут как бы накатываться друг на друга. Горизонт событий, которые можно предвидеть будет сокращаться, а скорость появления новых техноукладов и технологий только возрастать.

В связи с этим я вижу свою задачу донести базовые идеи технологического образа мышления, чтобы вы могли создавать и описывать собственные методы и технологии, исследовать и находить способы их совершенствовать. Второй важной задачей я виду снижения барьеров непонимания возникающих при появлении новых технологий.

-5

Независимо от уровня развития технологии ее можно описать и отметить главные характеристики, независимо от ее предназначения, например, технология добычи огня или утилизации мусора. От перовой технологии зависело выживание человека в древние времена, от второй — зависит выживание человечества в будущем.

Я предлагаю следующие характеристики технологии и начну с главной или центральной характеристики — «Технологичность» — величина обратная количеству и качеству действий, которые предпринимает человек в технологии.

«Технолологичность» = Д.осв./Д.пр.

Д.осв. - действия, от которых человек освобождается;
Д.пр. - действия, которые необходимо выполнить человеку.

Чем больше действий предпринимает человек, тем ниже технологичность и наоборот. Так вы можете сравнить две технологии получения горячей воды, а одном случае (а) вода подогревается в котелке на дровяной печи, а в другом (б) вода идет из под крана, где достаточно его открыть. Делайте выводы. А пока еще несколько вариантов:

Стиральная машина: нажать три кнопки или делать все руками!!
(сложно представить, как люди обходились без этого чуда техники)
Подгузник: одеть, расправить, застегнуть на липучке или удивиться детской неожиданности в самый неподходящий момент и затем мыть малыша, стирать вещи, убирать последствия...

Далее вы можете изучить характеристики самостоятельно, например «Развитие» — говорит о истории появления технологии, есть новые технологии, есть развитые, а есть, которые уже устаревают. Развитие также может идти с разной скоростью и с разной скоростью происходит замена одних технологий на другие.

«Сложность» технологии можно оценить количеством знаний необходимых для понимания как и что работает.

«Продажа» — она же с другой стороны покупка отражает востребованность технологии и зависит от двух переменных, в числителе — ценности, которые технология приносит в жизнь и сроки использования, а в знаменателе затраты на приобретение и переход на новую технологию.

«Инсталляция» — это целый процесс, не только установка (из определения), но и освоение, преодоление сопротивления, согласование и выход на проектную мощность.

И так далее…

За каждым элементом матрицы находится новый уровень, на который сейчас мы не будем погружаться, но после прочтения книги и освоения нескольких базовых приемов Гипермышления вы можете вернуться к этим характеристикам и исследовать их.

Современные технологии достигли такого уровня своего совершенства, что мы их используем, даже не представляя как они работают. При этом технологии продолжают совершенствовать и развиваться. Раньше они забирали на себя тяжелую и рутинную работу, а в настоящем времени они уже бросают вызов человеку, создают ситуацию, что человеку не надо ничего делать, даже думать, программа сама найдет подходящее время.

Сканирование мозга дает программе возможность знать, что думает человек.
Сканирование мозга дает программе возможность знать, что думает человек.

От того как мы будем их применять, понимать и развивать будет зависит наше будущее. Вызов брошен, и все зависит от того, какой вариант событий мы выберем:

Первый вариант — наступит момент, когда мы все станем пользователями, и перестанем понимать технологии и не сможем их более совершенствовать. Произойдет достижение определенного технологического уровня, а дальнейшее развитие будет ограничено уровнем нашего понимания, неспособностью справится со сложностью и скоростью изменений.

Второй вариант — когда развитие технологий будет проходить с помощью других технологий и человек перестанет понимать, а затем и контролировать происходящее технологическое развитие. Запуск цикла самосовершенствования позволит технологиям развиваться без присутствия человека, и любой большой или системный сбой может стать фатальной проблемой.

Третий вариант — когда мы создадим метод, нотацию, систему знаков, которые позволят нам описывать и понять любую технологию, сохранять знания какой бы сложной, совершенной и динамичной она не была. А это значит что человек сможет контролировать и задавать дальнейшее направление развития технологий.

-7

При этом возможно, что будут реализовываться все три сценария одновременно, но разные для разных стран, отраслей или компаний. Так неспособность принять современные технологии ведет к технологическому отставанию и падению уровня жизни. С другой стороны, безудержная технологическая гонка ведет к потере контроля и зависимости от «собственников технологии». Под «собственниками технологии» я понимаю людей/компании которые знают как работает технология, умеют ее инсталировать, контролировать и развивать. Важно не забыть, что технология — это не цель, а лишь инструмент, который не должен становится во главу угла и подчинять себе человека, каким бы совершенным этот инструмент не казался.

Я художник, я так вижу...
Я художник, я так вижу...

А пока все мы смотрим с уверенностью в будущее и пребываем в состоянии художников начала 20-го века воспринимающих появление фотографии как угрозу своей деятельности, жизни и искусству.