Найти тему
Мнемозина

Матросов и Гастелло - герои или самоубийцы?

Оглавление

Содержание мифа

Советский миф о самоубийстве Александра Матросова, представленный советской пропагандой как подвиг, противоречит историческим фактам и законам физики. Бессмысленно закрывать собой амбразуру – пулеметная очередь отбросит тело. Само происшествие случилось не 23 февраля, а 25, факт искажен ради знаменательной даты. Служивший в штрафбате уголовник Матросов во время боя был тяжело ранен, не хотел возвращаться в сталинский концлагерь за невыполнение задания и поэтому покончил с собой, бросившись на пулемет дзота. Кстати, он и не Матросов вовсе, а Шакирьян Мухамедьянов. Однако для пропагандистского мифа был необходим образ русского солдата, примером которого красноармейцев побуждали идти в лобовые атаки без оружия и оправдывали бессмысленную гибель людей на войне. Аналогичную цель преследовали рассказы о поступке Гастелло, и самоубийственных таранах, когда бойцы жертвовали собой.

Что было на самом деле

По официальной версии, 23 февраля 1943 года, в день 25-й годовщины Красной Армии, рядовой 2-го батальона 91-й стрелковой Сибирской добровольческой бригады Александр Матросов в бою у деревни Чернушки под Великими Луками в Псковской области закрыл грудью амбразуру немецкого дзота, чем обеспечил успешное продвижение вперед своего подразделения, и за что 19 июня 1943 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. И до него и после такой подвиг совершили несколько сотен человек.

Писатели-фронтовики недоумевали: зачем бросаться на амбразуру, когда ты так близко подобрался к дзоту – «деревянно-земельной огневой точке»? Можно закинуть гранату в широкий раструб дота, можно открыть густой автоматный огонь по точке – пули в замкнутом помещении рикошетом так или иначе выведут из строя противника, или, по крайней мере, на короткое время заставят прекратить огонь. Сила пулеметной очереди действительно такова, что даже самое грузное тело отбросит.

Но те же писатели-фронтовики, не раз сами штурмовавшие дзоты, единодушно приняли наиболее реальную версию гибели Матросова: он вступил в неравный бой с расчетом дзота, что заставило врага прекратить огонь, был смертельно ранен и, упав, закрыл на время обзор для стрельбы. Этой паузы оказалось достаточным для советских бойцов, чтобы пойти в атаку. То есть он в любом случае совершил подвиг, и звание Героя получил заслуженно. А то, что нафантазировали потом пропагандисты – пусть остается на их совести.

Проблема в том, что никакая ложь никогда не бывает без последствий. Нестыковки в легендах политруков вышли боком в конце 80-х, когда всё, имевшее отношение к советскому периоду истории страны, старательно развенчивалось и разоблачалось. Мифологический проект под названием «коммунистическая идеология» создан из огромного количества мифов, которые наслаивались один на другой; неверие в глобальные сказки оборачивалось неверием в действительный героизм русского народа в трудовых и боевых свершениях. Миф, сочиненный советскими сказочниками, обрастал домыслами и ложью сказочников антисоветских и антироссийских.

Вот, например, Матросов не был бойцом штрафного батальона. Подобные слухи возникли, потому что он был воспитанником детской колонии для малолетних уголовников в Уфе.

Звали его действительно Шакирьян Мухамедьянов, родом он из деревни Кунакбаево, что в Учапинском районе Башкирии. Рано оставшись без матери, он бродяжничал, задерживался, кочевал по детским домам. При каждом новом попадании в детприемник беспризорники могли назваться любым приглянувшимся именем. Его виной перед законом было нарушение паспортного режима, за что его и забирали в милицию и осуждали сначала в Куйбышеве, а потом в Саратове. Согласитесь, не стоит называть человека уголовником только из-за того, что к нему применены санкции по статье Уголовного кодекса – статьи бывают разными.

Что касается мифа о страхе попасть в ГУЛАГ, то это тоже ложь. Да, бывало и так, что самоубийственные лобовые атаки на гитлеровские пулеметы совершались под дулами автоматов собственных заградительных отрядов. Но это было приметой первого года войны. В 1943 году в противостоянии СССР и гитлеровской Германии произошел решительный перелом, почему же современные знатоки компьютерных баталий отказывают советским солдатам в осознанном порыве бросаться в атаку, пусть и с одними только винтовками в руках? Может, потому, что сами никогда бы этого не сделали, а искали бы кнопку «сохраниться», чтобы в случае чего начать все заново?

Не выдерживают критики и «самоубийственные» трактовки других подвигов советских воинов.

Какой был выбор у летчиков советских фанерных самолетов, подожженных вражеским огнем? Можно было скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в плен. А они направляли горящие самолеты в скопление бензоцистерн и автомашин противника, чтобы даже их смерть нанесла врагу возможно больший урон. Так уж они были воспитаны.

Что же касается «самоубийственных» таранов, то в этих мифах и вовсе полно нелепостей, основанных на современных представлениях об авиации.

Виктор Талалихин
Виктор Талалихин

Саратовец Виктор Талалихин применил впервые ночной таран в ночь на 7 августа 1941 года, сбив около Москвы бомбардировщик He-111, благополучно приземлился на парашюте. В последующих боях Талалихин сбил (но уже не тараном) ещё пять немецких самолётов. Известен лётчик, таранивший вражеские самолёты четыре раза - Борис Ковзан.

Это в наш век бешеных скоростей любое столкновение многотонных самолетов в воздухе означает катастрофу. Советская авиация первых лет Великой Отечественной – это не только бронированные «Илы», но и цельнодеревянные Ла-5, а также фанерные «Яки» (из-за дефицита металла у первых «Яков» металлическим был только каркас, обшивка – фанерная, а у Як-1 в хвостовой части — полотняная). Фанерно-полотняный самолет мог вывести из строя вражескую машину ударом шасси по крылу - впервые такой таран провел еще в Первую мировую русский летчик Нестеров. Возможен был таран ударом пропеллера по хвостовому оперению, наиболее распространенный - при столкновении страдает только пропеллер, и даже в случае его повреждения сохраняется возможность посадить машину, либо покинуть её с парашютом.

Конечно, нынешние знатоки воздушных боев, сочтут самоубийством даже простой полет на такой «фанерке». А наши летчики так не считали, они летали и громили врага.

Продолжение рубрики "Отречемся от старого мифа" - в следующих выпусках. Подпишитесь на канал!