Найти тему
Внимательный Лис

Брейгель и Рафаэль. Часть 1. Рафаэль.

Питер Брейгель и Рафаэль из Урбино антиподы в искусстве и в жизни. Тем интереснее сравнить их, так как оба они достигли в своем деле и в своей жизни возможного предела.

Рафаэль сделал блестящую карьеру как в живописи так и в жизни.

Рафаэль. Автопортрет
Рафаэль. Автопортрет

Он был любим Папами и женщинами. Первые наперебой заказывали ему работы и осыпали деньгами, вторые ни в чем ему не отказывали. Рафаэль купался в славе, деньгах и женщинах. Он был обаятельным человеком и одновременно энергичным и успешным дельцом, не знавшим поражений в делах. Он никому и никогда не противоречил, выполняя заказы власти и частных лиц настолько хорошо, что приводил заказчиков в восторг. Его портреты великолепны. Его фрески гармоничны, композиционно выверены и в точности отражают желание заказчика. Рафаэль много заимствовал у оригинальных художников: у Пинтуриккио, у Леонардо, у Микельанджело, у Ботичелли. У него были большие проблемы в отношениях с собратьями по искусству. Он не создал семьи и не оставил потомства. Дожил он до 37 лет и умер от инфекции.

Питер Брейгель тоже сделал выдающуюся карьеру, но совсем другого рода.

Я думаю, что это Питер
Я думаю, что это Питер

Его предельно уважали и ценили власти и все собраться по искусству. Свои основные работы он задумывал сам. Его стиль глубоко оригинален. Влияние на него со стороны других художников небольшое, может быть только Босх одно время оказал влияние на некоторых персонажей Питера. Мы не можем сегодня утверждать, что основные работы Питера делались по заказу. Многие его работы имеют антирелигиозное содержание и все они содержат собственное Питера суждение (не заказчика!) о людях и мире. Портретов Питер не делал вообще. То есть коммерческой живописью не занимался. Он женился один раз, родил и воспитал прекрасных детей, которые продолжили как могли его дело и в свою очередь остались в истории живописи заметными фигурами. Дожил Питер примерно до 44 лет и умер от инфекции. Умирая, он уничтожил часть работ из опасения, что их содержание повредит оставшимся в живых членам семьи.

Прежде чем начать сравнение этих двух выдающихся художников два слова о библиографии. О Рафаэле написано много книг. Его биография, стиль и особенности его развития отлично изложены у Константино д`Орацио в монографии "Таинственный Рафаэль". Несмотря на пошлость названия, работа чрезвычайно содержательна в первую очередь тем, что хорошо описывает характер Рафаэля и эволюцию его творчества. Рекомендую к обязательному прочтению.

О Питере Брейгеле известно меньше. Он не был публичным человеком. Наиболее полная работа о нем (не о его картинах!): Сергей Львович Львов "Питер Брейгель старший". Все факты биографии хорошо и полно изложены.

Для меня сравнить этих двух художников очень естественно. Оба художника являют собой вершины реализации эстетик. Но вершины эти стоят в стороне друг от друга. Они стоят в разных концах света. Ничего общего нет в содержании живописи Питера и Рафаэля. Эстетики этих двух художников не пересекается. Они существует параллельно. Эстетики эти имеют разное качество.

Напоминаю, в эволюции чувственного восприятия мира (эстетики) есть пять вершин. Вершина первая - это точка отсчета, отсутствие чувственного восприятия. Я называю ее эстетикой глиста. Вершина вторая - эстетика, основанная на небольшом количестве рецепторов (одном - трех). Эту эстетику я называю эстетикой гидры. Эта эстетика позволяет различать светотень, но не позволяет понимать форму. Вершина третья - эстетика насекомого. Зрение насекомого позволяет ему различать цвет, границы формы, светотень, но не позволяет идентифицировать образ. Четвертая вершина - эстетика млекопитающего. Это уровень осознанного восприятия объектов, образов и их свойств. И наконец пятая вершина эстетики - это эстетика разума. Этот уровень восприятия достигнут только человеком и характеризуется суждениями о сложных шаблонах и сценариях поведения социума в целом.

Рафаэль достиг совершенства в эстетике до четвертого уровня включительно. Брейгель достиг совершенства в эстетике пятого уровня.

Нус. Начнем.

Многофигурные композиции.

Рафаэль. Афинская школа. Триумф мысли. Брейгель. Крестьянский танец. Триумф жизни.

Рафаэль. Афинская школа
Рафаэль. Афинская школа
Брейгель. Крестьянский танец
Брейгель. Крестьянский танец

Рафаэль. Афинская школа.

Диспут написан Рафаэлем на стене Stanza della Segnatura - комнаты для подписания документов. Это небольшое помещение. Возможно, что когда-то там что-то и подписывалось. Сегодня это проходная комната небольшой площади в которой четыре стены расписаны Рафаэлем. Фрески на стенах неодинакового уровня по содержанию и художественному впечатлению, но довольно однотипны по композиции.

Эстетика "Афинской школы" ясна и откровенна. Она довольно типична для Рафаэля. В многофигурных композициях он использует несколько обычных для него приемов для создания впечатления на зрителя.

Первый композиционный прием воздействия на мозг зрителя - симметрия. Симметрия является признаком здоровья. Эволюция выработала человека симметричным. Симметричное лицо и симметричное тело позитивно оцениваются мозгом и наоборот, асимметрия тела оценивается мозгом как уродство. Рафаэль просто и прямо строит свои многофигурные композиции симметрично. Вот и тут, следуя этому правильному шаблону, он справа и слева расположил людей равномерно.

Второй композиционный прием. Наиболее важные объекты должны находиться в центральной точке композиции.

Доминантная область фрески.
Доминантная область фрески.

Мозг животного с бинокулярным зрением особенным образом воспринимает содержание центральной части поля зрения. Эта часть для него наиболее важна. Представьте, что вы идете ночью при плохом освещении и вдруг громкий звук. Голова мгновенно повернется на звук и поместит область звука в центр поля зрения. Это же делают все животные с бинокулярным зрением и слухом. Мозг делает это, исходя из того, что объект в центре поля зрения может быть наилучшим и быстрейшим образом изучен. При этом, помещая неизвестный объект в центр поля зрения, мозг получает также возможность равномерно со всех сторон контролировать пространство вокруг изучаемого объекта (еще одна причина позитивной реакции на симметрию). Этим эволюционно выработанным рефлексом активно пользуются художники. Они осознанно или нет помещают основной объект в центр картины, чтобы мозг зрителя автоматически счел этот объект наиболее важным. Если объект в целом позитивен, то его позитивные свойства будут при этом усилены его расположением в центре.

Соответственно, светлое пятно или облака в центре картины всегда усиливают выброс дофамина в мозге, поскольку облака или свет есть первые основы жизни. Без воды и солнца жизнь невозможна. Именно по этой причине все пейзажисты в центр картины помещают солнце/свет или воду/облака. Вот и Рафаэль в центре композиции помещает светлое пятно с изображением облаков и света. Далее на фоне светлого пятна он поместил двух людей, придав им очень интеллектуальный вид.

Третий композиционный прием. Усиление доминантности основного персонажа.

Замечаем, что для усиления впечатления от этих двух людей, он немного увеличил их в размере относительно остальных. Он воспользовался отдельным эволюционно выработанным компонентом эстетики - оценкой доминантности объекта. Мозг всегда реагирует на размеры. Чем больше размер, тем больше уважения. Зритель безусловно и автоматически осознает, что вот эти два и есть гиганты мысли. Справа Аристотель, слева Платон.

По какому-то недоразумению Аристотеля считают учеником Платона. Учениками уместно называть последователей учителя. В действительности Аристотель был антипод Платона и отрицатель его мировоззрения. Практическое влияние суждений Аристотеля на жизнь людей во всем тогдашнем мире было также несопоставимо в пользу Аристотеля. Тем не менее, оба в начале 16 века были уважаемы Папой, который имел репутацию интеллектуала. Аристотеля он уважал за его работы по устройству государства (работы Политика и Этика), а Платона за его мистическое отношение к жизни. Потому именно их и было указано расположить в ключевой точке композиции (впрочем Рафаэль и сам бы догадался, что именно одобрит Папа).

Далее. Остальных философов древности Рафаэль живописно и симметрично располагает справа, слева и ниже - кого куда.

Левая часть
Левая часть
Правая часть
Правая часть

Обратите внимание насколько Аристотель и Платон доминируют относительно всех остальных. А между тем внизу слева находится сам Пифагор, едва ли не основатель философии вообще и блестящий ученый. Совсем незаметен Архимед внизу справа. Диогена Синопского Рафаэль изобразил полуголым (!)в театральной и неудобной позе на острых и жестких ступеньках под двумя доминирующими фигурами. Диоген конечно был оригинал, но не до такой жалкой степени (почитайте например о нем главы из Диогена Лаэрция). А между тем к Диогену почтительно относился сам Александр Македонский и было за что.

Содержательная часть

Разместив Аристотеля и Платона в главной части фрески, Рафаэль изобразил важность дискуссии о материальности или идеальности сознания. Между тем, эта тема была одной из многих иных. Вся философская школа Афин главным образом искала ответ на вопрос о том как достичь счастья человеческому сообществу и личности.

В результате имеем небрежное суждение о значении разных философов в истории цивилизации. Исходя из работы Рафаэля все остальные философы это так сказать фон для двух гигантов мысли. Я делаю вывод, что Рафаэль не представлял себе работы этих очень разных людей и их влияние на умы, не читал и не знал их, либо же выполнял работу как сказано начальством. В этом впрочем нет ничего особенного, поскольку на 99,9% художники глубоко размышлять не способны вовсе. Слишком много сил они отдают рисованию.

Все фигуры выполнены с великолепным мастерством так свойственном Рафаэлю при изображении людей. Замечаем, что себя Рафаэль также поместил на фреску.

В целом композиция выглядит театрализованной сценой с участием актеров, которые играют роль философов.

Выводы по Афинской школе.

Рафаэль умело использовал стандартные и очевидные приемы воздействия на эволюционно выработанные инстинкты мозга зрителя для того, чтобы повысить впечатление о интеллектуальности диспута философов. Картина воспринимается мозгом как гимн человеческому интеллекту. Однако собственные суждения Рафаэля о сути этого диспута отсутствуют. Акцент основного диспута нереалистично сведен к дискуссии Аристотеля и Платона.

Ergo: работу Рафаэля "Афинская школа" я отношу к эстетике млекопитающих. В ней есть яркие образы, но нет собственного критического суждения автора относительно происходящего на картине. Есть только его пассивное отображение образов философов. Рафаэль как всегда очень умело выполнил заказ власти.

Эстетика работы Питера Брейгеля "Крестьянский танец" будет разобрана в течение двух дней.

До встречи.