Найти тему
Ясно Понятно

Росстат нашел у россиян 1,75 триллиона неучтенных доходов. Как это понимать?

Оглавление

Фото РИА Новости
Фото РИА Новости

Росстат пересчитал реальные располагаемые доходы населения с 2016 по 2018 год. Выяснилось, что россияне в это время были гораздо богаче, чем представлялось. Только деньги эти статистики не видели. Но сейчас, вооружившись новой методикой, они немедля нашли у граждан 1,75 триллиона рублей неучтенных доходов. Что и как подсчитал Росстат?

Что происходит?

Реальные денежные доходы населения в 2018 году по сравнению с 2013 годом снизились на 8,3%, а не на 10,2%, как считалось ранее. Только в 2018 году статистики нашли у граждан дополнительные 700 млрд рублей. В 2017 внезапно выявили неучтенные раньше 710 млрд рублей дохода, а в 2016 году - 330 млрд рублей.

Как они считали?

По новой методике статистическое ведомство считает доходы не ежемесячно, а ежеквартально. Кроме того, увеличилось количество источников данных (с 32 до 59) и число показателей, используемых для оценки (с 99 000 до 205 000).

В оценку доходов добавлены такие статьи, как «доходы, полученные от сдачи жилья и иного имущества в аренду», «авторские вознаграждения», «вознаграждения директоров и иные аналогичные выплаты» и т.д. Из расчета исключена статья «покупка валюты», а также расходы на покупку недвижимости на вторичном рынке.

В чем проблемы?

Сама по себе новая методика выглядит относительно современной, говорят экономисты. Вопрос в том, как ее использовать. Например, почти весь рынок аренды недвижимости в России находится в тени - неясно, как вообще подсчитывать такие доходы. Критики правительства уже рассуждают о том, что по этой статье можно нарисовать любую сумму.

Что дальше?

Не так давно, выступая в Госдуме, премьер-министр Дмитрий Медведев высказался против перевода Росстат из подчинения Минэкономразвития. «Понимаете, любой орган можно передать куда-то в другое место. Вопрос в том, насколько эффективней он будет работать», - заявил глава кабинета (цитата по ТАСС).

Это косвенное признание эффективной работы Росстата под чутким руководством министра Максима Орешкина. То, что налицо явный конфликт интересов (ключевые показатели успешности Минэка напрямую завязаны на макроданные, которые считает Росстат), похоже, никого в правительстве не смущает. А мы ждем новых откровений Росстата о том, как русская экономика стремится к сияющим высотам.