Сплошным потоком шли поезда
Самый пик трудовой активности линии, её "звёздный час", пришёлся на 70-е годы прошлого столетия вплоть до 1981г., пока не закончили начавшуюся в 1977 году Всесоюзную ударную комсомольскую стройку нефтепровода Сургрут-Полоцк. Целью строительства которого было сырьевое обеспечение нефтепереработки на западе СССР и экспорт сырья в Европу. По Бологое-Полоцкой дороге сплошным потоком с востока на запад непрерывно шли нефтеналивные составы в Прибалтику и Белоруссию, а обратно в большом количестве оттуда возвращался порожняк. После постройки нефтепровода транзитное движение по линии значительно сократилось, но не угасало вплоть до конца 90-х.
Менялись одна за другой локомотивные бригады, безостановочно трудились стрелочники, сигналисты, вагонники, составители поездов, обслуживающий их всех общепит. Да и на самих станциях круглосуточно шла работа по формированию составов с продукцией местных заводов и фабрик, обеспечивающих внутренний грузопоток на линии.
Распад Советского Союза и упадок линии Бологое-Полоцк
Коллапс экономики 90-х в конце ХХ столетия привёл к фатальным последствиям, отразившимся на местной промышленности через которую проходила магистраль Бологое-Полоцкая. Позакрывались заводы и фабрики, грузить товарные вагоны стало просто нечем и дорога Бологое-Полоцкая постепенно стала приходить в упадок. А позднее в 2000г. по решению тогдашнего начальника Октябрьской ж.д. Геннадия Павловича Комарова прекратилось и транзитное движение по линии и железную дорогу, являющуюся как известно предприятием непрерывного цикла, работающую круглосуточно и без выходных перевели на дневной режим работы словно какой-то магазин или киоск. После 2000г. вся грузовая деятельность на линии свелась только к погрузке леса, запасов которого в этих заповедных краях на тот момент времени было ещё очень много.
В Осташкове после 2000г было полностью ликвидировано уже закрытое в октябре 1998г. локомотивное депо ТЧ-34, занимавшееся после 1998 года ремонтом кранов на ж.д. ходу, закрыты восстановительный и пожарные поезда, штаб гражданской обороны, сокращены все службы: ДС, ПЧ, ШЧ, НГЧ, ЭЧ.
В настоящее время линия объявлена малодеятельным участком. Здесь и поездов то практически не бывает. Одна пара пригородных поездов следующих из Бологое на Великие Луки и во встречном направлении, да небольшие вывозные поезда с лесом. Зачастую бывает так, что на всем участке в 310 км от Бологое до Великих Лук может идти всего один поезд. С 2018г. все оставшиеся после не одного десятка сокращений службы были объеденены в одну общую ИЧ-4 (инфраструктурная часть). И следить за дорогой в настоящее время теперь просто некому. Коллапс достиг своего апогея.
Как в былые времена
Однако дорога Бологое-Полоцк и сегодня всё ещё остается нужна. Во-первых она не утратила своего стратегического назначения для переброски войск к западным границам, ну и во-вторых это самый прямой путь из Бологое до Великих Лук. С распадом СССР сильно изменилась геополитическая карта и экономические потоки. Прибалтика и Белоруссия стали полностью независимыми государствами с отличными от российских интересами. Основные сырьевые потоки с Северной дороги переориентировались и пошли теперь не на Великие Луки через Осташков в бывшие союзные республики (хотя часть потоков по прежнему все же идет и в этом направлении, в частности на Латвию), а по широтному ходу с Ярославля через Сонково-Бологое-Дно и далее на Усть Лугу (Ленинградская область), где Россия построила свой собственный крупный порт с терминалами и современный перегрузочный ж.д. узел.
На время производства так называемых технологических "окон" (проф. термин означающий перерыв в графике в движении поездов) на широтном ходу связанных с содержанием и капитальным ремонтом ж.д. полотна Бологое-Полоцкая остаётся практически единственным направлением для возможности пропуска в обход "окон" транзитных грузовых поездов следующих с севера-востока как на Усть Лугу так и на Латвию.
И вот в очередной раз с 15 апреля и до конца мая 2019г. на период проведения капитального ремонта на широтном ходу Бологое-Полоцкая примет на себя часть грузопотока. Дорога как в былые времена в это время будет работать на круглосуточном режиме с целью беспрепятственного пропуска поездов по станциям.
Уже отвыкшие здесь от такого движения по линии автомобилисты, подолгу стоят на ж.д. переездах расположенных вдоль Бологое-Полоцкой линии и с неподдельным удивлением рассматривают длинные грузовые поезда, перекрывшие им движение.
На смену стареньким закопчёным 2М62 уже давно пришли более мощные и новые серии тепловозов такие как 2ТЭ116, прозванные локомотивными бригадами "боингами" за характерный свист от набирающих обороты турбокомпрессоров очень похожий на гул взлетающих одноименных самолетов, а также их модификации 2ТЭ116У/УД, способные брать на себя грузовые составы весом более 5000 тонн.
"Ребята, дайте пожалуйста огнетушитель!"
Как нелегко хочу сказать приходилось прежним машинистам трудившимся здесь на Бологое-Полоцкой, брать из Бологое на Великие Луки грузовые поезда с критической массой в 4800 тонн на менее мощные "двойные машки" - тепловозы 2М62.
Нужно было очень хорошо знать профиль пути и очень грамотно применять автотормоза, чтобы не превысить установленную скорость на спусках, но при этом ещё и не потерять кинетическую силу инерции поезда, чтобы преодолеть следующий сразу за спуском затяжной подъём. Немного зазеваешься и всё, можно будет и не взять затяжной подъём, тогда придется "осаживать" (проф. термин означающий сдать назад) на более легкий профиль и пробовать взять подъём заново. А это значит потерять драгоценное время, а возможно ещё и "выбить" из графика позади тебя и впереди идущие другие поезда на однопутной линии. И тогда рискуешь получить по шее от диспетчера большой нагоняй.
Чего только не случалось у локомотивных бригад в пути следования на этих "двойных машках". Помощник машиниста порой всю дорогу ехал в душном и жарком дизельном помещении, провисев на топливных рейках или в обнимку с огнетушителем, борясь с возгораниями. Порой бывало так, заберутся в баталинский подъём, встанут на скрещении (проф.термин означающий встречу поездов на станции на однопутном участке) на станции и бегут к тепловозу встречной локомотивной бригады с просьбой: "Ребята, дайте пожалуйста нам пару огнетушителей! Свои все мы уже использовали..."
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!