Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"Ребята, дайте пожалуйста огнетушитель!"

Оглавление
Нефтеналивной порожний состав частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС) возвращается из Великих Лук. Станция Фирово, апрель 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Нефтеналивной порожний состав частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС) возвращается из Великих Лук. Станция Фирово, апрель 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Сплошным потоком шли поезда

Самый пик трудовой активности линии, её "звёздный час", пришёлся на 70-е годы прошлого столетия вплоть до 1981г., пока не закончили начавшуюся в 1977 году Всесоюзную ударную комсомольскую стройку нефтепровода Сургрут-Полоцк. Целью строительства которого было сырьевое обеспечение нефтепереработки на западе СССР и экспорт сырья в Европу. По Бологое-Полоцкой дороге сплошным потоком с востока на запад непрерывно шли нефтеналивные составы в Прибалтику и Белоруссию, а обратно в большом количестве оттуда возвращался порожняк. После постройки нефтепровода транзитное движение по линии значительно сократилось, но не угасало вплоть до конца 90-х.

Грузовой состав на линии Бологое-Полоцк с флагманом того времени магистральным тепловозом 2М62 ("двойная машка"). Скриншот из к/ф "Заповедная магистраль"
Грузовой состав на линии Бологое-Полоцк с флагманом того времени магистральным тепловозом 2М62 ("двойная машка"). Скриншот из к/ф "Заповедная магистраль"
Менялись одна за другой локомотивные бригады, безостановочно трудились стрелочники, сигналисты, вагонники, составители поездов, обслуживающий их всех общепит. Да и на самих станциях круглосуточно шла работа по формированию составов с продукцией местных заводов и фабрик, обеспечивающих внутренний грузопоток на линии.

Дежурный стрелочного поста даёт команду машинисту на движение вперёд, станция Ранцево, Тверская обл. Скриншот из к/ф "Заповедная магистраль"
Дежурный стрелочного поста даёт команду машинисту на движение вперёд, станция Ранцево, Тверская обл. Скриншот из к/ф "Заповедная магистраль"

Распад Советского Союза и упадок линии Бологое-Полоцк

Коллапс экономики 90-х в конце ХХ столетия привёл к фатальным последствиям, отразившимся на местной промышленности через которую проходила магистраль Бологое-Полоцкая. Позакрывались заводы и фабрики, грузить товарные вагоны стало просто нечем и дорога Бологое-Полоцкая постепенно стала приходить в упадок. А позднее в 2000г. по решению тогдашнего начальника Октябрьской ж.д. Геннадия Павловича Комарова прекратилось и транзитное движение по линии и железную дорогу, являющуюся как известно предприятием непрерывного цикла, работающую круглосуточно и без выходных перевели на дневной режим работы словно какой-то магазин или киоск. После 2000г. вся грузовая деятельность на линии свелась только к погрузке леса, запасов которого в этих заповедных краях на тот момент времени было ещё очень много.

Вывоз леса на линии в передаточно-вывозном движении после закрытия в 2000г. транзитного движения по линии Бологое-Полоцк, станция Осташков, 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Вывоз леса на линии в передаточно-вывозном движении после закрытия в 2000г. транзитного движения по линии Бологое-Полоцк, станция Осташков, 2014г. Фото: Алексей Алексеев

В Осташкове после 2000г было полностью ликвидировано уже закрытое в октябре 1998г. локомотивное депо ТЧ-34, занимавшееся после 1998 года ремонтом кранов на ж.д. ходу, закрыты восстановительный и пожарные поезда, штаб гражданской обороны, сокращены все службы: ДС, ПЧ, ШЧ, НГЧ, ЭЧ.

Как будто здесь случился апокалипсис. Ликвидированное локомотивное депо Осташков ТЧ-34, апрель 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Как будто здесь случился апокалипсис. Ликвидированное локомотивное депо Осташков ТЧ-34, апрель 2019г. Фото: Алексей Алексеев

В настоящее время линия объявлена малодеятельным участком. Здесь и поездов то практически не бывает. Одна пара пригородных поездов следующих из Бологое на Великие Луки и во встречном направлении, да небольшие вывозные поезда с лесом. Зачастую бывает так, что на всем участке в 310 км от Бологое до Великих Лук может идти всего один поезд. С 2018г. все оставшиеся после не одного десятка сокращений службы были объеденены в одну общую ИЧ-4 (инфраструктурная часть). И следить за дорогой в настоящее время теперь просто некому. Коллапс достиг своего апогея.

Пригородный поезд Великие Луки - Осташков №6694 отправляется со станции Пено. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд Великие Луки - Осташков №6694 отправляется со станции Пено. Фото: Алексей Алексеев

Как в былые времена

Однако дорога Бологое-Полоцк и сегодня всё ещё остается нужна. Во-первых она не утратила своего стратегического назначения для переброски войск к западным границам, ну и во-вторых это самый прямой путь из Бологое до Великих Лук. С распадом СССР сильно изменилась геополитическая карта и экономические потоки. Прибалтика и Белоруссия стали полностью независимыми государствами с отличными от российских интересами. Основные сырьевые потоки с Северной дороги переориентировались и пошли теперь не на Великие Луки через Осташков в бывшие союзные республики (хотя часть потоков по прежнему все же идет и в этом направлении, в частности на Латвию), а по широтному ходу с Ярославля через Сонково-Бологое-Дно и далее на Усть Лугу (Ленинградская область), где Россия построила свой собственный крупный порт с терминалами и современный перегрузочный ж.д. узел.

Новый российский порт в Усть Луге. Фото из открытых источников в сети
Новый российский порт в Усть Луге. Фото из открытых источников в сети

На время производства так называемых технологических "окон" (проф. термин означающий перерыв в графике в движении поездов) на широтном ходу связанных с содержанием и капитальным ремонтом ж.д. полотна Бологое-Полоцкая остаётся практически единственным направлением для возможности пропуска в обход "окон" транзитных грузовых поездов следующих с севера-востока как на Усть Лугу так и на Латвию.

Технологическое "окно" на железной дороге в период проведения работ по текущему содержанию и капитальном ремонту путей. Фото из открытых источников
Технологическое "окно" на железной дороге в период проведения работ по текущему содержанию и капитальном ремонту путей. Фото из открытых источников

И вот в очередной раз с 15 апреля и до конца мая 2019г. на период проведения капитального ремонта на широтном ходу Бологое-Полоцкая примет на себя часть грузопотока. Дорога как в былые времена в это время будет работать на круглосуточном режиме с целью беспрепятственного пропуска поездов по станциям.

Карта-схема Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки) ОКТ ж.д.
Карта-схема Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки) ОКТ ж.д.

Уже отвыкшие здесь от такого движения по линии автомобилисты, подолгу стоят на ж.д. переездах расположенных вдоль Бологое-Полоцкой линии и с неподдельным удивлением рассматривают длинные грузовые поезда, перекрывшие им движение.

Нефтеналивной состав на станции Назимово, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., апрель 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Нефтеналивной состав на станции Назимово, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., апрель 2019г. Фото: Алексей Алексеев

На смену стареньким закопчёным 2М62 уже давно пришли более мощные и новые серии тепловозов такие как 2ТЭ116, прозванные локомотивными бригадами "боингами" за характерный свист от набирающих обороты турбокомпрессоров очень похожий на гул взлетающих одноименных самолетов, а также их модификации 2ТЭ116У/УД, способные брать на себя грузовые составы весом более 5000 тонн.

Нефтеналивной груженый состав частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС) перед отправлением со станции Осташков, сентябрь 2018г.
Нефтеналивной груженый состав частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС) перед отправлением со станции Осташков, сентябрь 2018г.

"Ребята, дайте пожалуйста огнетушитель!"

Как нелегко хочу сказать приходилось прежним машинистам трудившимся здесь на Бологое-Полоцкой, брать из Бологое на Великие Луки грузовые поезда с критической массой в 4800 тонн на менее мощные "двойные машки" - тепловозы 2М62.

"Двойная машка" тепловоз серии 2М62. Фото: Алексей Алексеев
"Двойная машка" тепловоз серии 2М62. Фото: Алексей Алексеев

Нужно было очень хорошо знать профиль пути и очень грамотно применять автотормоза, чтобы не превысить установленную скорость на спусках, но при этом ещё и не потерять кинетическую силу инерции поезда, чтобы преодолеть следующий сразу за спуском затяжной подъём. Немного зазеваешься и всё, можно будет и не взять затяжной подъём, тогда придется "осаживать" (проф. термин означающий сдать назад) на более легкий профиль и пробовать взять подъём заново. А это значит потерять драгоценное время, а возможно ещё и "выбить" из графика позади тебя и впереди идущие другие поезда на однопутной линии. И тогда рискуешь получить по шее от диспетчера большой нагоняй.

Сборный с тепловозом серии 2ТЭ116 следует на 117 км дистанции линии Бологое-Полоцк, ОКТ ж.д., перегон Осташков-Пено. Весна 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Сборный с тепловозом серии 2ТЭ116 следует на 117 км дистанции линии Бологое-Полоцк, ОКТ ж.д., перегон Осташков-Пено. Весна 2018г. Фото: Алексей Алексеев

Чего только не случалось у локомотивных бригад в пути следования на этих "двойных машках". Помощник машиниста порой всю дорогу ехал в душном и жарком дизельном помещении, провисев на топливных рейках или в обнимку с огнетушителем, борясь с возгораниями. Порой бывало так, заберутся в баталинский подъём, встанут на скрещении (проф.термин означающий встречу поездов на станции на однопутном участке) на станции и бегут к тепловозу встречной локомотивной бригады с просьбой: "Ребята, дайте пожалуйста нам пару огнетушителей! Свои все мы уже использовали..."

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!