К сожалению, статистика такова, что в нашей стране социальное сиротство стало почти нормой. Уже никого не удивишь этим.
Как же так получилось, что сегодня сирот больше, чем в послевоенное время. Тогда понятно. Дети лишились родителей из-за войны. А сегодня мирное небо над головой, а детские дома переполнены.
Сироты — это следствие, а причина зарыта глубже и раньше.
К сожалению, сегодня основная масса детей – это социальные сироты, родители которых живы и здоровы, о своих детях не заботятся, потому что лишены родительских прав.
Ведь ребёнка мало накормить, одеть, обуть, дать образование. Его нужно ещё и воспитать, привить правильный образ жизни. А что получается?
Примера, какой должна быть нормальная семья – дети из детского дома не видят. У одних есть воспоминания той жизни, которая была до детдома, у других нет никаких воспоминаний.
Социальное сиротство опасно тем, что дети вырастают иждивенцами. Они ничего не умеют. Привыкают ко всему готовому. Они пришли в столовую, их накормили, нужна одежда и обувь – их одели, захотели спать – есть для этого спальни.
И когда дети выходят из детского дома, они ничего не умеют. Они не знают, как жить в огромном мире, где законы не такие как в замкнутом пространстве детского дома.
И их вины в этом нет.
Их не научили жить и думать о будущем. Им просто нелегко приспособиться в этом мире. Воспитатели не могут решить проблемы. Таким детям не детдом нужен, а прежде всего настоящая семья. И если нет родной, то должна быть хотя бы приёмная.
Сегодня стали создавать приёмные семьи и патронат. Но, к сожалению, наше общество почему-то негативно относится к опекунам, приёмным родителям. Почему-то считается, что такие люди на детях деньги зарабатывают.
Я не раз об этом говорила в своих статьях. Знаю о проблеме не понаслышке. Я как раз из тех, у кого есть приёмные дети. Сколько пришлось интересного о себе узнать даже на стадии оформления бумаг.
Как-то бродя по просторам интернета, я наткнулась на статью одного социолога. В ней он рассуждал о том, что в стране с каждым годом увеличивается число сирот. И это в мирное время, при живых родителях, дети оказываются в детском доме или в приёмных семьях.
Если кто-то начнёт меня убеждать в том, что многие дети жили в ужасных условиях с родителями алкоголиками, поэтому в детском доме им лучше и спокойней, то я готова поспорить.
Но, если бы вы пообщались с некоторыми из них, то поняли бы, что почти все они не готовы к взрослой жизни. И когда они выходят из стен детского дома, то лишь
10% из них в состоянии адаптироваться к условиям жизни и стать нормальным полноценным членом нашего общества.
10% из них сводят счёты с жизнью самоубийством,
40% начинают пить алкоголь и принимать наркотики,
почти 40% становятся преступниками, оканчивая свои дни или в тюрьме или на улице, становясь бомжами.
Страшные цифры.
А как относятся в школе к детям, которые когда-то были в детском доме, а теперь их взяли в приёмную семью.
Вот рассказ одной из приёмных мам, дети которой учатся в школе.
Я — опекун. О-о-О!!!! Сбор документов — издевательство над опекуном. Медицинскую справку для оформления заявки на опеку в 2006 году делала 2 месяца в 2014 (после упрощения процедуры) — 4 месяца!!! Ряд врачей — только платно. Пособие — 9955 рублей. Не верьте, НЕ ВЕРЬТЕ, что больше. Но школа и сад смотрят как на врага — получает безумные деньги, богатеет на детских деньгах, а в благотворительный фонд сдать не хочет…
Да Бог с ними — с деньгами. Ребёнок хорошо учиться. Но я знаю опекунов, у которых приёмный ребёнок сложный, конфликтный, учится плохо — так учителя и ребёнка и опекун, как только не славят, как не позорят.
Хотите взять ребёнка — берите, пусть у вас всё получиться, но иллюзий не стройте. Трудностей будет больше, чем радости.
А вот ещё один пример из жизни.
Воспитываю приёмных детей уже 10 лет, старшая приёмная дочь на следующий год выходит из моей опеки. Вырастила, хорошо воспитала, учится в медицинском колледже, но ещё в моей семье остаются 10 приёмных детей. За это время я приобрела хороший опыт по воспитанию детей.
То, что это совсем нелёгкая работа — это точно. Иллюзий не стройте. То, что в школе гнобят таких детей – это правда. Я со многими учителями переругалась, но систему не поломать. Вместо того, чтобы такому ребёнку дать шанс поверить в свои силы, нам всегда занижали оценки, но я никогда сильно детей за это не ругала, просто делали вывод, над чем поработать. Моя дочь по русскому всегда получала 3 и в редких случаях 4, а экзамен по русскому в 9-м классе написала на 5. И это только благодаря моей поддержке. А сколько раз она расстраивалась за несправедливое к ней отношение.
Чтобы детские дома не пополнялись социальными сиротами, необходимо начать преподавать детям этику отношений, и что за этим стоит. Приглашать в класс медиков, которые бы рассказывали бы, к чему приведут ранние половые отношения. И если даже, что и случиться, то, что делать и куда обращаться. Главное – не бояться. Тогда мы с вами не будем находить детей в мусорках.
Молодые люди просто не готовы принимать правильные решения, потому что этому их никто не учит. Помогать детям-сиротам надо и принимать их в семью надо, но государству надо больше заинтересовывать полные семьи, чтобы принимали детей на воспитание к себе и воспитывали наравне со своими.
А это пример из моей жизни.
Одного из приёмных детей я взяла из приюта, в котором он пробыл два года. Мальчику на тот момент было восемь лет. Он не умел ничего. Ни писать, ни читать. Но, это ладно, подумала я, наверстаем.
Сложное было в другом. Он не мог понять, что вещи нельзя бросать, где попало, что кровать надо застилать, а зубы чистить утром и вечером. То есть, он не понимал, зачем нужно делать элементарные вещи, которые домашние дети знают чуть ли не с пелёнок. Для них это естественно. За первый месяц ребёнок умудрился потерять или подарить столько вещей, что моя мама чуть инфаркт не получила. Он привык к тому, что раз шапку потерял, то ему дадут другую. Если забросил тетрадь, то в классе есть ещё.
А какие «добрые» слова я услышала от учительницы? На мой вопрос, почему она не проверила, записал ли он домашнее задание в дневник, это же начальная школа и детей надо контролировать в классе, я получила примерно такой ответ:
– А мне пофиг на детей из приюта. Не хочет писать, не надо. Он мне мешает, я его просто выгоняю из класса. А то, что он не умеет писать, пусть сидит и срисовывает с доски. Не может – не моя забота. У меня есть нормальные дети, а этих всё равно тюрьма ждёт, а там писать уметь не обязательно.
Сказать, что я в шоке была от её слов, значит не сказать ничего. Когда я пришла к директору, и попросила разъяснить поведение и слова учительницы, услышала ещё более «добрые» слова.
– Если честно, никто из учителей не хочет заниматься с приютскими детьми. Их нашей школе навязали. Я сама не в восторге от них, поэтому не осуждаю учительницу. Пусть занимается с домашними детьми, а этих всё равно отправят в коррекционные интернаты. Они не на что не способны. Одни дебилы.
Я попыталась возразить, что дети не от хорошей жизни попали в приют. И им необходима помощь, и не все они дебилы, есть нормальные дети, но мои слова прозвучали в пустоту. Своего ребёнка я тут же забрала из школы и перевела в другую. С учителем нам немного повезло, а ещё, скорее всего, с моим мальчиком обращались нормально только потому, что я с первой минуты дала понять, что обижать ребёнка не позволю.
Да, было сложно. Первый год прошёл как в тумане. Иногда опускались руки, и казалось, что не справлюсь. Проходила пара минут. Я успокаивалась. И неверие исчезало..
Сейчас моему мальчику 14 лет. Нормально учится. Не отличник, но и не двоечник. В дневнике есть и тройки и четвёрки. Поведение как у любого мальчишки в его возрасте. Спокойный уравновешенный ребёнок. Любит участвовать в разных мероприятиях, хорошо читает стихи. Занимается спортом. С ним можно спокойно оставить младших детей, с которыми он превосходно ладит.
К сожалению, многие в школе в таких детях видят будущих воров и убийц. А у опекунов считают деньги, сколько те получили и как обогатились за счёт детей.
Мне знакомы приёмные родители, которым нужно памятники при жизни ставить за их терпение и старание.
Чтобы изменилось отношение общества к социальным сиротам, нужны изменение в законах.
Проблем в этом вопросе много. И они должны решаться на высшем уровне. Это слишком серьёзно!
Необходимо воспитывать гуманное поколение, потому что современное общество потребителей не может сочувствовать и сострадать. Оно не способно на любовь к ближнему прямом его смысле… И только мы виноваты в этом. Мы их так воспитали.
А что думаете вы про систему детских домов? И лично вы смогли бы усыновить или взять под свою опеку чужого ребёнка?
Большое спасибо, что дочитали мою статью до конца.
Если вам понравилась моя статья, буду признательна за лайк.
Если напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу, буду рада.
Если поделитесь ей в своих соц. сетях, буду не против.
Подписывайтесь на мой канал, и я постараюсь радовать вас интересными материалами. Мне есть что рассказать и с чем поделиться с вами.
Всегда ваша Наталина Кузьмина.