Найти тему
Метагазета

РЖД захлебывается в деньгах налогоплательщиков

РЖД не успевает тратить выделяемые из бюджета средства
РЖД не успевает тратить выделяемые из бюджета средства
Правительство РФ заливает РЖД деньгами: 7,02 млрд выделено из бюджета на развитие скоростного движения, еще 40 млрд планируется направить на БАМ и Транссиб. Деньги идут, а работа не выполняется в срок в полном объеме, констатируют аудиторы Счетной палаты.

Ежегодно Правительство России докапитализирует подконтрольную ему желдормонополию ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на десятки миллиардов рублей. Выделяемые из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния (ФНБ) средства должны идти на развитие железнодорожной инфраструктуры. Вместо этого аудиторы Счетной палаты фиксируют неисполнение планов, неизрасходованные госсредства оседают на банковских счетах, обеспечивая РЖД миллиардные процентные доходы от средств налогоплательщиков.

Правительство России 16 апреля в очередной раз увеличило уставный капитал РЖД на 7,02 млрд рублей. Средства пойдут на повышение «уровня экономической связанности территории России, создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами».

В марте 2019 года Минтранс России подготовил проект постановления правительства об увеличенииуставного капитала железнодорожной монополии на 40 млрд рублей. Средства предполагается направить на модернизацию инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Модернизация БАМа и Транссиба — крупнейший инфраструктурный проект РЖД. Первый этап проекта оценивается в 562,4 млрд рублей, где 150 млрд рублей — деньги Фонда национального благосостояния. РЖД получает средства фонда, продавая ему привилегированные акции.
В декабре 2018-го правительство РФ
докапитализировало РЖД на 54,88 млрд рублей. Большая часть средств (20 млрд) пошла на модернизацию БАМа и Транссиба.

Еще 17,03 млрд рублей направлено на комплексную реконструкцию участка им. М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла; 5,80 млрд рублей – на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла; 5,25 млрд рублей – на развитие железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги; 4,56 млрд рублей – на интеграцию остановочных пунктов радиальных направлений Московского железнодорожного узла в Малое кольцо Московской железной дороги; 1,18 млрд рублей – на развитие Смоленского направления Московской железной дороги.

Аудиторы Счетной палаты провели реализацию инвестпроектов РЖД: большинство объектов не сданы вовремя, по ним не достигнуты плановые показатели, говорится в апрельском отчете аудиторов. Например, на 17 участках БАМа и Транссиба не увеличили пропускную способность, как планировали.

На участке Междуреченск-Тайшет сроки ввода 13-ти из 22-х объектов продлены с 2016-го до 2020 года. Готовность восьми объектов ниже 50%, по трем объектам работы не начинались.

С нарушением сроков идет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург», отмечают аудиторы Счетной палаты.

Более того, неиспользованные взносы в уставный капитал РЖД по итогам 2018 года увеличились в 1,5 раза и превысили 52 млрд рублей к 1 января 2019-го. «При подготовке предложений по взносам в уставный капитал холдинга Росжелдор систематически не учитывает незавершенные объекты и неиспользованные остатки взносов прошлых лет. В результате суммы взносов в 2018 году и остатки, сформировавшиеся на начало года, на 20,4 млрд рублей превысили объемы бюджетного финансирования, предусмотренные инвестиционной программой компании», — пояснил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

В 2016 году аудиторы выяснили, что большая часть суммы, выделенной из ФНБ на модернизацию БАМа и Транссиба осталась на банковских счетах, на стройку направлено лишь 3,7 млрд из 50 млрд. На остаток средств на банковских счетах начислены проценты — 4,2 млрд рублей. «Полученные проценты учтены обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в целях обеспечения текущей деятельности», — отмечают в Счетной палате.