«Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» - эти слова прозвучали в Чикаго из уст советской женщины-снайпера по фамилии Павличенко, при собрании множества американских журналистов и после небольшого замешательства вызвали шквал аплодисментов. Но об этом позже….
Людмила Михайловна Павличенко оставила свой след в истории Великой Отечественной Войны, как самая результативная женщина- снайпер, на ее личной счету 309 уничтоженных солдат и офицеров фашисткой Германии. Она стала легендой при жизни и символом борьбы советского народа.
Сейчас бытует множество версий о феномене снайпера Павличенко. Есть достаточно логичное мнение о том, что Людмила Михайловна очень удачный проект Советской пропаганды, преследующий цель, поднять дух солдат в тяжелое время 1942-1943 годов. Молодая девушка в с винтовкой в руках, уничтожающая врага в “промышленных” масштабах - точно приобретет популярность среди бойцов.
Есть версии на грани шизофрении как и переступающие за эту грань: личная ненависть к мужчинам, особое строение глазного яблока, невероятная интуиция, фантастическая память позволившая ей наизусть запомнить баллистические таблицы, бабка знахарка заговорившая ее от смерти и наделившая способностью слышать все в радиусе полукилометра вокруг и прочие. Давайте попробуем разобраться вместе.
12 июля 1916 года Людмила Михайловна Павличенко (урожденная Белова) родилась в маленьком городке Белая Церковь Киевской губернии Российской Империи. В семье Михаила Ивановича Белова и Елены Тимофеевны Беловой.
Родители Людмилы Михайловны заслуживают отдельного слова. Отец начал работать слесарем на крупном заводе, он побывал на фронтах Первой Мировой войны, участвовал в революционных событиях в Петрограде, служил комиссаром и участвовал в разгроме отрядов Колчака на Среднем Поволжье и Южном Урале. Сотрудник НКВД. Мать была выпускницей женской гимназии города Владимира и преподавала английский язык.
В возрасте пятнадцати лет вышла замуж и взяла фамилию Павличенко. По этому поводу очень интересную историю рассказал научный сотрудник Мемориального комплекса “Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов” Владимир Яхновский в интервью украинскому изданию “Факты”:
"В пятнадцать лет, когда Люда училась в восьмом классе и жила с родителями в Белой Церкви, школьница познакомилась на танцах со студентом сельскохозяйственного института - красавцем и любимцем женщин Алексеем Павличенко, который был намного старше ее. Девчушка влюбилась с первого взгляда и вскоре забеременела. Отец Люды (в то время офицер НКВД) Михаил Белов разыскал Алексея и заставил жениться. Людмила родила мальчика, которого назвала Ростиславом, Ростиком. Но Павличенко оказался непорядочным человеком и их совместная жизнь не сложилась.
Михаила Белова вскоре перевели служить в Киев. Здесь девушка пошла работать на завод "Арсенал", окончила вечернюю школу. Возможно, именно это позволило затем писать в анкетах, что ее происхождение — из рабочих. Семья старалась не афишировать тот факт, что мама Людмилы — из дворянской семьи, была высокообразованной женщиной, привила дочери любовь к знаниям, иностранным языкам. По сути, именно бабушка воспитывала внука, сына Люды, в котором души не чаяла.
Отца своего ребенка Людмила возненавидела так, что, когда он пытался покаяться, дала ему от ворот поворот, не хотела даже имя его произносить. Собиралась избавиться и от фамилии Павличенко, но подать на развод помешала война".
В 1937 году Павличенко поступила на исторический факультет Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Во время учебы занималась стрелковыми видами спорта. На популярных в то время курсах ОСОАВИХИМа Людмила Михайловна покалывала отличные результаты в стрельбе и даже прошла шестимесячные курсы снайперов.
Начало Великой Отечественной Войны застало ее в Одессе, где она занималась написанием диплома и проходила практику. Людмила Михайловна, без раздумий ушла добровольцем на фронт.
По прибытию на фронт Павличенко, как и многие другие новобранцы вместо оружия получила лопату. Все вновь прибывшие занимались обустройством окопом. В тот день она столкнулась с врагом лицом к лицу. Фашисты перешли в наступление. Рядом с ней оказался молодой солдат охранения, чью жизнь мгновенно забрала немецкая пуля. Людмила Михайловна была потрясена, шок побудил ее к действию. Она открыла свой личный счет в уничтожении врага.
"Он был прекрасным счастливым мальчиком, которого убили прямо на моих глазах. Теперь уже ничто не могло меня остановить" - позже писала она.
Есть такая легенда, что когда Людмила Михайловна обратилась с просьбой переписать это оружие на себя ей устроили своеобразное испытание. Ей указали на двух Румынских офицеров которые обосновались в одном из домиков неподалеку от холма, который защищала ее часть.
"Когда я расстреляла их обоих, меня наконец-то приняли" - вспоминает она в своих мемуарах.
Эти два выстрела Павличенко не включила в свой список победных - по ее словам, они были всего лишь пробными. Рядовая Павличенко была зачислена в 25-ю стрелковую дивизию имени Василия Чапаева.
Людмила Михайловна чувствовала в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины. За отличную подготовку ее направили в снайперский взвод. В августе 1941 сражалась в обороне Одессы. В середине октября 1941 года войска Приморской армии вынуждены были оставить Одессу и эвакуироваться в Крым для усиления обороны города Севастополя - военно-морской базы Черноморского флота.
В тяжелых боях при героической обороне Севастополя Людмила Павличенко провела 250 дней.
Под Севастополем встречу с Людмилой Михайловной не пережил Гельмут Боммель, снайпер, кавалер "Железного креста" 1-ой и 2-ой степени, прошедшим Польшу, Бельгию и Францию.
Напарником Людмилы был Алексей Киценко, с которым она познакомилась еще до войны, в Киеве. На фронте они подали рапорт о регистрации брака.
Однако их счастье было недолгим, в феврале 1942 году был смертельно ранен от осколков разорвавшегося рядом снаряда во время артналета. Алексей сидел, положив руку на плечи Людмиле. Когда рядом взорвался снаряд, все осколки достались ему – семь ранений. А один осколок почти отсёк руку, ту самую, которая лежала у Людмилы на плече. Не обними её Алексей в тот миг, и осколок перебил бы Людмиле позвоночник. После смерти любимого у Павличенко стали дрожать руки, какое-то время она не могла стрелять.
В 1942 году Людмила Павличенко отправилась в составе советской делегации в США. Советский Союз нуждался в то время в открытии союзниками Второго фронта в Европе. В своей самой знаменитой речи Павличенко, обращаясь к американцам, сказала:
"Я хочу сказать вам, что мы победим! Что нет такой силы, которая могла бы помешать победоносному маршу свободных народов мира! Мы должны объединиться! Как русский солдат, я предлагаю вам, великим солдатам Америки, свою руку".
После войны в 1945 году Людмила Михайловна окончила Киевский университет, снова вышла замуж. Муж - Шевелёв Константин Андреевич (1906-1963). С 1945 по 1953 год Людмила Михайловна была научным сотрудником Главного штаба Военно-Морского флота. Позже вела работу в Советском комитете ветеранов войны. Была членом Ассоциации дружбы с народами Африки, неоднократно посещала африканские страны.
Людмила Михайловна ушла из жизни в Москве 27 октября 1974 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Ждем комментариев.
Если понравилось, не забывайте ставить лайк и подписываться на канал.
Благодарим за внимание!