Лет десять назад общепринятой для фотолюбителей считалась цветная пленка чувствительностью в 200 единиц. Сегодня широко применяют пленку в 400 единиц, а реклама уже «раскручивает» более чувствительную. Во многом это оправдано тем обстоятельством, что объективы недорогих фотоаппаратов обладают невысокой светосилой, в особенности объективы с переменным фокусным расстоянием. Чем повышать ее, проще и дешевле повышать светочувствительность, прежде всего потому, что ее рост приводит к уменьшению зернистости, повышению разрешающей способности, улучшению цветопередачи и способности фотопленки давать нормальное изображение при недодержках и передержках при съемке: совсем недавно ошибка в определении экспозиции более 0,8 EV считалась предельной, а теперь самые обычные любительские пленки имеют широту 2 EV-3 EV. Цветные пленки всегда обладали меньшей фотографической широтой по сравнению с черно-белыми, потому большим достижением было появление в продаже цветной обращаемой пленки «FUJICHROME MS 100/1000», которую можно экспонировать в диапазоне чувствительности от 100 до 1000 единиц без заметного ухудшения качества изображения — зерно остается мелким, а резкость изображения высокой. Такие фирмы-производители, как FUJI и ее постоянный соперник EASTMAN KODAK, уделяли большое внимание цветопередаче и выпускали цветные пленки со специфическими особенностями. Тут и пленки для портретной съемки с улучшенной передачей телесных тонов, и пленки с мягкой цветовой гаммой, приятной для глаза, и пленки с насыщенными тонами для рекламы, и пленки с так называемой нейтральной цветопередачей, в эмульсию которых введен четвертый слой для поглощения избытка красного цвета и т.д. Фирма AGFA тоже обновляет свой ассортимент, но ее «конек» — черно-белая обращаемая пленка «AGFA SCALA 200Х» для профессиональных фотографов, экспонировать которую можно в диапазоне чувствительности от 100 до 1000 единиц. Для любителей черно-белой фотографии наступают тяжелые времена — все фирмы практически перестают выпускать традиционные черно-белые фотоматериалы. Теперь черно-белый негатив получается на специальной цветной пленке, обработанной по стандартному процессу С-41, а черно-белый отпечаток — на цветной же бумаге, также обработанной по стандартному цветному процессу RA-4. Продиктовано это не запросами потребителя, а удобством обработки отснятого материала в автоматической лаборатории.
Вы, наверное, уже задумались, что же это за загадочное число «EV»? На самом деле ЕV — это условно принятый ряд чисел, называемых еще экспозиционными, каждое из которых отражает сочетание определяющих экспозицию факторов: яркости объекта съемки и светочувствительности фотографического материала, сочетание выдержки и диафрагмы. Зависимость выдержки и диафрагмы от экспозиционных чисел помогает определять все сочетания выдержек и диафрагм, обеспечивающих нормальную экспозицию. Автоматический экспонометр определяет экспозиционное число по яркости объекта съемки с учетом светочувствительности пленки, а затем система автоматики фотоаппарата выбирает соответствующую этому экспозиционному числу пару выдержка — диафрагма. Например, экспозиционному числу 10 будет соответствовать диафрагма 22, а выдержка 1/2 с. Если вы установите режим работы своего фотоаппарата на «Портрет» (Portrait), то система автоматически постарается установить ограниченную зону глубины резкости, открыв диафрагму и снизив время выдержки. Это позволит сделать нерезким фон, оторвать его от резкого изображения снимаемого объекта. При установке режима «Спорт» (Sports mode) система автоматики будет выбирать такую же пару диафрагма — выдержка, но уже исходя из необходимости использования наиболее короткой выдержки из имеющихся. А вот режим «Пейзаж» (Picnic) в системе автоматики понимается как съемка разноплановых объектов, требующая максимальной глубины резкости, и автоматика выбирает самую длинную выдержку, достаточную для мгновенной съемки (обычно не длиннее 1/30 с), и прикроет диафрагму. У камер с автоматической фокусировкой объектив устанавливается на гиперфокальное расстояние в соответствии с выбранной диафрагмой для получения максимальной глубины резкости. Чем шире диапазон изменения величин выдержки и диафрагмы, тем больше диапазон экспозиционных чисел, в котором может работать экспонометрическая система фотоаппарата. Например, у современной «Лейки» — «LEICA MINILUX» — диапазон чувствительности встроенной системы экспонометра (ISO 100 1:2, 4) составляет 2,5-16,5 EV при диапазоне чувствительности пленки, автоматически вводимой в систему автоматики от 25 до 5000 единиц ISO. А у зеркальной камеры фирмы Canon «CANON EOS 3» диапазон от 0 до 20 EV (ISO 100 1:1,4), причем автоматически вводится чувствительность пленки от 25 до 5000 единиц ISO, а вручную можно ввести в систему автоматики чувствительность от 6 до 6400 единиц ISO.