Найти тему
Инвестиции & Кофе

Финансовая Грамотность 1/7: Доходы и Расходы

Оглавление

Рад, что заглянули на кофе ☕

Подумал по поводу Финансовой Грамотности и понял, что под этим термином можно понимать всё, что угодно - от грамотного пользования банковскими продуктами, вроде кредитов, кешбэка и ПНО (% на остаток) до правильного управления Личными Финансами.

 Денежное дерево
Денежное дерево

Тема очень обширная и многогранная, поэтому удобнее разбить на несколько логических частей:

  • Доходы и Расходы
  • Бюджет
  • Личный Финансовый План (ЛФП)
  • Инвестирование
  • Банковские продукты: кредиты, кешбэк, ПНО
  • Налоговые льготы
  • Заключение

Сильно грузить не буду (7 частей - 7, Карл!) - только полезная выжимка того, что сам знаю и пытаюсь применять. Просто желательно с этим разобраться или хотя бы понимать свою ситуацию, прежде чем заниматься непосредственно инвестированием - чтобы инвестиции были спланированным и не накрылись потом медным 🛎

Итак, поехали! 🚗

Что же является основой Финансовой Грамотности, - базой, на которой строится всё остальное?

На мой взгляд (буду не оригинален), - это грамотное управление Личными Финансами.

Состоит это самое "загадочное" управление из нескольких относительно простых, но крайне важных инструментов:

  • ведение доходов и расходов
  • ведение бюджета
  • личный финансовый план (ЛФП)

Для начала рассмотрим первые два, и, если вы никогда о них не слышали, скорее всего:

Хьюстон, у вас проблемы.

Ведение доходов и расходов

Казалось бы, что может быть проще - учитывать свои, скажем, расходы?

Тем не менее, большинство людей этого не делают. В итоге:

  • непонимание куда "уходят деньги"
  • жизнь от зарплаты до зарплаты
  • сильная закредитованность

Год за годом.

Простейшее ведение доходов и расходов покажет вам, откуда приходят деньги и куда они уходят. Это позволит вам:

  • находить проблемные точки и точки роста
  • работать с собственными финансовыми потоками
  • накапливать историческую информацию
  • понимать состояние своих активов и капитала в моменте

В итоге: эффективно планировать и вести семейный или личный бюджет 👍

Как же вести такой учёт?

Всё очень просто - есть множество платных и бесплатных веб-сервисов и мобильных приложений, которые предоставляют такие возможности. На ум приходят самые популярные:

Их очень много, и выбрать можно, что по вкусу именно вам.

Также, не стоит забывать про старый-добрый Excel и аналоги, ну и отдельным особняком стоит приложение YNAB (You Need A Budget), которое является комплексной системой для ведения доходов, расходов и управления бюджетом.

 Дребеденьги, web-интерфейс
Дребеденьги, web-интерфейс
Coinkeeper, мобильное приложение
Coinkeeper, мобильное приложение
Monefy, мобильное приложение, аналитика
Monefy, мобильное приложение, аналитика
Главное окно YNAB, web-интерфейс
Главное окно YNAB, web-интерфейс

Учёт доходов и расходов проще вести всё-таки в специализированном приложении, а бюджет - в Excel, т.к. с бюджетом всё несколько сложнее, чем просто "+" и "-", и гибкость Excel тут будет очень кстати.

Либо уже YNAB, но там не так просто разобраться + он довольно дорог на фоне остальных приложений ($6.99/месяц, но для студентов первые 12 месяцев бесплатно). Никто не запрещает поискать бесплатно, конечно, но корректнее будет заплатить разработчикам за их труд 😉

Учёт моно вести по отдельности, а можно вести совместно с партнёром, - тут уже как кому удобно, и зависит от того, насколько общий у вас с партнёром бюджет.

Лично я учёт веду в Дребеденьгах (не реклама) уже почти 10 лет, бюджет - в Excel, сравнительно недавно. Жена раньше использовала Дребеденьги, сейчас тестит Coinkeeper (не реклама).

В общем, устанавливайте, пробуйте, и начинайте вести доходы/расходы уже сегодня - это действительно критический момент для ваших Личных Финансов ☢️☢️☢️

Как начнёте - потом уже просто войдёт в привычку, и не будет отнимать много времени. Кроме того, почти все приложения умеют читать банковские смс и/или push-нотификации.

В следующем посте заценим инструмент Бюджет - что это, зачем это и с чем его едят.