Рад, что заглянули на кофе ☕
Подумал по поводу Финансовой Грамотности и понял, что под этим термином можно понимать всё, что угодно - от грамотного пользования банковскими продуктами, вроде кредитов, кешбэка и ПНО (% на остаток) до правильного управления Личными Финансами.
Тема очень обширная и многогранная, поэтому удобнее разбить на несколько логических частей:
- Доходы и Расходы
- Бюджет
- Личный Финансовый План (ЛФП)
- Инвестирование
- Банковские продукты: кредиты, кешбэк, ПНО
- Налоговые льготы
- Заключение
Сильно грузить не буду (7 частей - 7, Карл!) - только полезная выжимка того, что сам знаю и пытаюсь применять. Просто желательно с этим разобраться или хотя бы понимать свою ситуацию, прежде чем заниматься непосредственно инвестированием - чтобы инвестиции были спланированным и не накрылись потом медным 🛎
Итак, поехали! 🚗
Что же является основой Финансовой Грамотности, - базой, на которой строится всё остальное?
На мой взгляд (буду не оригинален), - это грамотное управление Личными Финансами.
Состоит это самое "загадочное" управление из нескольких относительно простых, но крайне важных инструментов:
- ведение доходов и расходов
- ведение бюджета
- личный финансовый план (ЛФП)
Для начала рассмотрим первые два, и, если вы никогда о них не слышали, скорее всего:
Хьюстон, у вас проблемы.
Ведение доходов и расходов
Казалось бы, что может быть проще - учитывать свои, скажем, расходы?
Тем не менее, большинство людей этого не делают. В итоге:
- непонимание куда "уходят деньги"
- жизнь от зарплаты до зарплаты
- сильная закредитованность
Год за годом.
Простейшее ведение доходов и расходов покажет вам, откуда приходят деньги и куда они уходят. Это позволит вам:
- находить проблемные точки и точки роста
- работать с собственными финансовыми потоками
- накапливать историческую информацию
- понимать состояние своих активов и капитала в моменте
В итоге: эффективно планировать и вести семейный или личный бюджет 👍
Как же вести такой учёт?
Всё очень просто - есть множество платных и бесплатных веб-сервисов и мобильных приложений, которые предоставляют такие возможности. На ум приходят самые популярные:
Их очень много, и выбрать можно, что по вкусу именно вам.
Также, не стоит забывать про старый-добрый Excel и аналоги, ну и отдельным особняком стоит приложение YNAB (You Need A Budget), которое является комплексной системой для ведения доходов, расходов и управления бюджетом.
Учёт доходов и расходов проще вести всё-таки в специализированном приложении, а бюджет - в Excel, т.к. с бюджетом всё несколько сложнее, чем просто "+" и "-", и гибкость Excel тут будет очень кстати.
Либо уже YNAB, но там не так просто разобраться + он довольно дорог на фоне остальных приложений ($6.99/месяц, но для студентов первые 12 месяцев бесплатно). Никто не запрещает поискать бесплатно, конечно, но корректнее будет заплатить разработчикам за их труд 😉
Учёт моно вести по отдельности, а можно вести совместно с партнёром, - тут уже как кому удобно, и зависит от того, насколько общий у вас с партнёром бюджет.
Лично я учёт веду в Дребеденьгах (не реклама) уже почти 10 лет, бюджет - в Excel, сравнительно недавно. Жена раньше использовала Дребеденьги, сейчас тестит Coinkeeper (не реклама).
В общем, устанавливайте, пробуйте, и начинайте вести доходы/расходы уже сегодня - это действительно критический момент для ваших Личных Финансов ☢️☢️☢️
Как начнёте - потом уже просто войдёт в привычку, и не будет отнимать много времени. Кроме того, почти все приложения умеют читать банковские смс и/или push-нотификации.
В следующем посте заценим инструмент Бюджет - что это, зачем это и с чем его едят.